/ Новости сайта / Космос / Загадочный случай исчезновения морозного рельефа на Марсе
07.05.2022

Загадочный случай исчезновения морозного рельефа на Марсе

Еще одна марсианская загадка. Марс - поистине удивительная планета. Долгое время считавшаяся бесплодной и мертвой, красная планета доказала обратное благодаря многочисленным полетам на ее поверхность в последнее десятилетие.

Благодаря таким миссиям, как InSight, Perseverance, Curiosity, Odyssey и различным другим, мы начинаем понимать реальную сторону Марса.

Данные, собранные миссией НАСА Mars Oddysey, раскрывают некоторые секреты Марса. Например, данные, полученные "Одиссеем", могут наконец-то помочь объяснить, почему на склонах Марса появляются пылевые лавины и почему марсианский иней кажется невидимым глазу.

Наблюдение за Марсом

В начале этого года орбитальный аппарат НАСА Mars Odyssey сделал снимки марсианской поверхности на рассвете, оставив ученых в некотором замешательстве.

Они наблюдали за поверхностью красной планеты в видимом свете - свете, который воспринимает человеческий глаз, и заметили странное сине-беловатое утро, которое освещалось, когда Солнце поднималось на горизонте.

Они захотели проверить, нет ли чего-то большего, и, используя теплочувствительную камеру "Одиссея", заметили, что иней широко распространен и присутствует даже в тех регионах, где его не видно.

Это была загадка, которую нужно было решить.

В данном случае они изучали иней, который образуется за ночь и состоит преимущественно из углекислого газа - по сути, сухого льда, который часто появляется на Марсе в виде инея вместо водяного льда.

Но загадка, которая оставалась без ответа, заключалась в том, почему иней из сухого льда был очевиден в одних регионах, но невидим в других.

Разгадка тайны

В работе, опубликованной в журнале Journal of Geophysical Research: Планеты", возможно, есть ответ.

Эксперты предложили объяснение, которое также может объяснить, как пылевые лавины, изменяющие форму планеты, сходят после восхода Солнца.

Разреженная атмосфера Марса (плотность всего 1% от земной) позволяет Солнцу быстро нагревать иней, образующийся за ночь. В течение нескольких минут сухой лед испаряется в атмосферу вместо того, чтобы таять.

Во многих местах, где иней не виден на поверхности красной планеты, Лукас Ланге, стажер, работающий с Пико, впервые обнаружил его холодно-температурную подпись.

Температурные изменения присутствовали всего в нескольких микронах под поверхностью.

"Наша первая мысль была о том, что там может быть захоронен лед", - сказал Ланге в статье, опубликованной в НАСА.

"Сухой лед в изобилии присутствует вблизи полюсов Марса, но мы искали ближе к экватору планеты, где обычно слишком тепло для образования инея из сухого льда", - добавил он.

Грязный, грязный иней

В своем исследовании ученые объясняют, что то, что мы видим, является "грязным инеем" - смесью сухого ледяного инея с частицами пыли, из-за которых он проявляется в видимом свете, но не в инфракрасном.

Это навело ученых на мысль, что грязный иней может также быть причиной полос темного цвета, проходящих вдоль склонов Марса. Пылевые лавины изменяют форму горных хребтов по всей планете, что и приводит к появлению полос.

Вероятно, они напоминают реку пыли, стремящуюся к земле и выбрасывающую пушистый материал. В течение нескольких часов пыль сдувается вниз, обнажая внизу полосы более темного материала.

Темные полосы, видимые на некоторых снимках Марса, отличаются от повторяющихся линий склона, которые возникают в течение недель (а не часов) из года в год в одних и тех же местах. По мнению научного сообщества, повторяющиеся линии склона вызваны потоками песка или пыли, а не соленой водой.

В своем недавнем исследовании авторы обнаружили, что полосы на склонах чаще встречаются в районах, где наблюдаются утренние заморозки. Ученые полагают, что полосы были вызваны испаряющимся инеем, который создавал давление, достаточное для разрыхления пылевых зерен, вызывая лавины.

Миссия «Одиссей»

Mars Odyssey является самым продолжительным непрерывно работающим космическим аппаратом, который находится на орбите вокруг планеты, отличной от Земли. Mars Odyssey кружит вокруг красной планеты с октября 2001 года. Основная цель космического аппарата - изучение марсианской среды и предоставление жизненно важной информации о возможных опасностях для будущих исследователей Марса.

Миссия Odyssey также направлена на составление карты химического и минералогического состава Марса, чтобы обнаружить свидетельства прошлой или настоящей водной и вулканической активности на Марсе.