/ Новости сайта / Космос / Открыта загадочная планета, которая может стать суперземлей
14.03.2023

Открыта загадочная планета, которая может стать суперземлей

Международная команда астрономов обнаружила в 138 световых годах от Земли загадочную планету, которая, предположительно, может находиться в процессе трансформации. Ученые считают, что она постепенно превращается в суперземлю, то есть в схожий с Землей твердый и водный мир.

Исследование уже принято к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics, сейчас оно доступно на сервисе препринтов arXiv. Коротко же о нем рассказывает Science Alert. Новая экзопланета получила название HD-207496b. Наблюдения за ней показали, что ее масса в 6,1 раза превышает массу Земли, а радиус составляет 2,25 радиуса нашей планеты. То есть сейчас это планета-гигант.

Однако полученные данные позволили ученым предположить, что новый мир находится в процессе трансформации и, возможно, постепенно сжимается, чтобы превратиться в итоге в суперземлю. Так называют экзопланеты, схожие по своим характеристикам с Землей. Вновь открытый мир может иметь либо газовую атмосферу, либо глобальный водный океан, либо смесь того и другого, отмечают исследователи. Если эти предположения подтвердятся, то HD-207496b станет недостающим звеном. Дело в том, что в исследованиях масс каменистых и газообразных планет существует разрыв.

На сегодняшний день астрономы обнаружили около 5300 миров за пределами Солнечной системы, а также вдвое больше кандидатов в экзопланеты, чье существование еще предстоит подтвердить. Анализ информации о новых мирах позволить выявить некоторые тенденции. Одна из загадок заключается в том, что существует необъяснимая "нехватка экзопланет" с массами в 1,5-2 раза больше массы Земли и с орбитами короче 100 дней.

Причины возникновения этого разрыва ученым не совсем ясны. Существует идея о том, что ниже определенного критического порога экзопланете просто не хватает массы, чтобы удержать свою атмосферу при помощи гравитации. В результате атмосферный газ испаряется под действием излучения родительской звезды. Открытие нового мира может дать ключи к разгадке тайны этого процесса.

В частности, исследователи использовали метод HARPS, который позволил измерить массу и радиус планеты, а также вычислить его орбиту, движение по которой составляет всего 6,44 дня. Вращается планета вокруг карликовой звезды HD-207496. Она относительно молода, ее возраст составляет всего около 520 миллионов лет. Плотность экзопланеты оказалась гораздо меньше, чем у Земли. Это означает, что по своему нынешнему составу мир HD-207496b не является полностью твердым.

"Из моделирования внутренней структуры планеты мы выяснили, что планета имеет либо богатую водой оболочку, либо богатую газом оболочку, либо смесь того и другого, - пишут исследователи в своей статье. - Моделирование испарения показывает, что если экзопланета имеет богатую газом атмосферу водорода и гелия, то это состояние временное: звезда полностью оголит экзопланету в течение 520 миллионов лет. Также возможно, что атмосфера уже испарилась, а HD-207496b - это уже голый океанский мир. В целом, мы ожидаем, что планета будет иметь как воду, так и водородно-гелиевую оболочку".