/ Новости сайта / Археология / Древнейшие остатки ихтиозавра найдены в Арктике. Они меняют историю динозавров
15.03.2023

Древнейшие остатки ихтиозавра найдены в Арктике. Они меняют историю динозавров

Группа шведских и норвежских палеонтологов обнаружила останки самого раннего известного ихтиозавра на отдаленном арктическом острове Шпицберген. Открытие имеет фундаментальное значение для всей истории динозавров. Вероятно, они заселили море еще до великого вымирания 250 миллионов лет назад.

Всего одна находка может поставить под сомнение целую стройную научную теорию

Группа шведских и норвежских палеонтологов из университетов Упсалы и Осло  обнаружила останки самого раннего известного ихтиозавра на отдаленном арктическом острове Шпицберген.

Ихтиозавры — вымершая группа морских рептилий, окаменелости которых обнаружены по всему миру. Они были одними из первых наземных животных, которые приспособились к жизни в открытом море. Ихтиозавры были на вершине пищевой цепи в океанах, в то время как динозавры бродили по суше. Ихтиозавры доминировали в морской среде более 160 миллионов лет.

Эволюция ихтиозавров

Согласно общепринятой сегодня теории, рептилии впервые вышли в открытое море после массового вымирания в конце пермского периода, опустошившего морские экосистемы и проложившего путь к рассвету эпохи динозавров почти 252 миллиона лет назад. Тогда наземные рептилии пришли в мелководные прибрежные районы и заняли ниши морских хищников, которые освободились после пермского вымирания. Со временем эти первые земноводные рептилии научились плавать и превратили свои конечности в ласты. Они приобрели рыбоподобную форму тела и начали рожать живых детенышей. Таким образом ихтиозавры разорвали последнюю связь с сушей, поскольку им больше не нужно было выходить на берег, чтобы отложить яйца.

Позвонок древнейшего ихтиозавра
Компьютерная томография, показывающая внутреннюю структуру позвонка древнейшего ихтиозавра.
Новая история ихтиозавров

Окаменелости, обнаруженные на Шпицбергене заставляют сильно пересмотреть эту давно принятую теорию.

На западе Шпицбергена долина Флауэрс прорезает заснеженные горы и обнажает слои горных пород, которые были илом на дне моря около 250 миллионов лет назад. Быстрая река, питаемая таянием снега, обнажила округлые известняковые валуны, так называемые конкреции. Они образовались из известковых отложений, осевших вокруг останков животных на древнем морском дне. Конкреции замечательно сохраняют останки животных. Сегодня палеонтологи разыскивают эти конкреции, чтобы изучить ископаемые следы давно умерших морских существ.

Во время экспедиции в 2014 году в долине Флауэрс было собрано большое количество конкреций. Их доставили в Музей естественной истории Университета Осло. Исследования выявили останки костистых рыб и кости амфибий. Но главная находка — 11 сочлененных хвостовых позвонков ихтиозавра.

Но эти породы, согласно существующей теории, слишком древние для ихтиозавров. Позвонки, найденные в конкрециях, полностью идентичны позвонкам геологически гораздо более поздних ихтиозавров и имеют ту же  самую микроструктуру костей. Эти позвонки демонстрируют четкие адаптивные признаки быстрого роста, повышенного метаболизма и полностью океанического образа жизни. Это совершенно развитые ихтиозавры, которые должны были появиться не около 250 миллионов лет назад, а только через много-много миллионов лет.

Шпицберген. Долина Флауэрс
Ископаемые породы на Шпицбергене, в которых обнаружены древнейшие останки ихтиозавров.

Геохимические исследования породы подтвердили возраст окаменелостей: они образовались примерно через два миллиона лет после массового вымирания в конце пермского периода. Это значит, что океанические рептилии начали развиваться задолго до вымирания и начала эпохи динозавров.

Открытие древнейшего ихтиозавра буквально «переписывает» популярное представление об эпохе динозавров и радикально меняет ее временные границы. Оказывается, что по крайней мере некоторые группы динозавров существовали задолго до пермского вымирания, и окаменелости их самых древних предков только ждут своего открытия в еще более древних породах на Шпицбергене и в других районах мира.

Источник:  https://www.techinsider.ru/