В арктических широтах бурно развиваются добыча нефти, туризм и
судоходство. Однако Арктика - это не только богатства, но и риски,
связанные с их освоением, предупреждают ученые.
Акция протеста у российской нефтедобывающей платформы "Приразломная" в
прошлом году завершилась для активистов "Гринпис" арестом. Самое позднее
тогда всем стало ясно: освоение Арктики происходит стремительными
темпами, несмотря на возможные риски для окружающей среды. Причем для
России и других приарктических государств развитие этого региона
является приоритетной задачей.
Богатства Арктики стали доступнее
Глобальное потепление, которое привело к рекордному по объему таянию
арктических льдов, сделало возможным разработку нефтяных месторождений в
арктических широтах. Так, в декабре 2013 года впервые началась добыча
нефти на платформе "Приразломная" в Печерском море.
В последние годы увеличились также и масштабы судоходства в Арктике.
Международные логистические компании все чаще отправляют свои грузы по
Северному морскому пути вдоль территории России. Судно, выбирающее этот
маршрут, сокращает путь между, например, Гамбургом и Шанхаем на 6400
километров и тратит на него на неделю меньше, чем конкуренты, идущие
через Суэцкий канал.
Схема Северного морского пути
Набирает обороты и туризм в Арктике, появляется все больше
круизов. Насколько трагическими могут быть последствия массового
морского туризма, наглядно продемонстрировало крушение лайнера Costa
Concordia у берегов Италии. А что было бы, если бы авария на судне с
тремя тысячами пассажиров произошла у труднодоступных берегов
Шпитцбергена или Гренландии?
Предостережения ученых
Результаты научных работ ученых из Центра приполярных исследований в
области безопасности Арктического института в Вашингтоне, представленные
в конце января на конференции приарктических государств в норвежском
городе Тромсе, оказались неутешительными. Эксперты изучили программы
экономического развития арктической зоны в США, Канаде, Гренландии
(Дания), Исландии, Норвегии и России.
Нефтедобывающая платформа "Приразломная"
На примере платформы "Приразломная" они выяснили, что
непредсказуемые и переменчивые погодные условия сильно ограничили бы
возможность реагирования в случае разлива нефти. Так, площадь ледового
покрытия в мае может колебаться от 30 до 90 процентов. А время, когда
воды свободны ото льда, может растянуться от одного до девяти месяцев.
Технологий устранения последствий аварии на нефтяной платформе, по
утверждениям потсдамского эксперта Катрин Кайль (Kathrin Keil), пока не
существует. А план ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) "Газпрома"
является, по ее мнению, недостаточно детальным. Ситуация особо опасная,
так как поблизости находится ряд природных заповедников, которые могут
пострадать в случае аварии. Поэтому Катрин Кайль призывает ужесточить
нормы безопасности на первой в мире нефтедобывающей платформе в Арктике.
Риски для судоходства
"Существующая инфраструктура недостаточно развита для увеличившихся
объемов арктического судоходства", - считает директор Арктического
института Мальте Хумперт (Malte Humpert). Не хватает ледоколов, которые
могли бы прокладывать путь для кораблей, а также пригодных гаваней.
Город Иллулисат на западном побережье Гренландии
Согласно исследованиям, немало угроз таит в себе и развитие
туризма у норвежского архипелага Шпитцбергер и западного побережья
Гренландии.
Если круизный лайнер с тремя тысячами пассажиров на борту потерпит
бедствие, например, у популярного среди туристов городка Иллулисат, то
имеющихся самолетов, вертолетов и кораблей будет недостаточно для
своевременной эвакуации пострадавших. Об этом рассказал сотрудник
Арктического института Марк Якобсен. В городке, где проживают 4500
человек, по его словам, не хватило бы мест в гостиницах и больницах.
Полярный кодекс
Проблемы коммерческого использования богатств Арктики осознают и
политики, уверяет Магнус Йоханнессон, директор постоянного секретариата
Арктического совета, в который входят восемь приарктических государств.
По его словам, в 2016 году должен вступить в силу специальный Полярный
кодекс, который будет регулировать судоходство в Арктике.
Как сообщил представитель России в Арктическом Совете Антон Васильев,
Москва планирует в ближайшие три-пять лет завершить создание
инфраструктуры вдоль Северного морского пути.
"Катастрофа в арктических водах вполне реальна. Именно поэтому мы
уделяем Арктике так много внимания", - отметил министр иностранных дел
Исландии Гуннар Браги Свенссон в интервью DW. По его мнению,
экономический интерес к Арктике растет быстрыми темпами, однако пока
ситуация остается под контролем.
Экологи придерживаются другого мнения. "Чем активнее развивается
судоходство в Арктике, тем выше вероятность аварий, которые могут иметь
тяжелые последствия для людей и животного мира", - предупреждает Нина
Йенсен, директор норвежского отделения Всемирного фонда дикой природы
(WWF). По ее мнению, накопленных знаний и существующих механизмов
регулирования пока недостаточно для активного освоения Арктики, пишет dw.de