Вход / Регистрация
08.11.2024, 21:30
Таинственный "Камень преклонения"
В сейфе одной пожилой дамы, живущей в Южной Африке, хранится камушек сардоникс, который она готова уступить Государству Израиль за 225 миллионов долларов. Сумма баснословная, но в Израиле все равно раздумывают – камень может быть из Иерусалимского Храма.
При внимательном рассмотрении камня можно увидеть две буквы, которые, по мнению профессора Моше Шарона из Хайфского университета, соответствуют буквам бет и куфдревнего еврейского алфавита. Евреи пользовались им с древнейших времен и до вавилонского изгнания в VI в. до н.э., а в последующие века лишь изредка.
При внимательном рассмотрении камня можно увидеть две буквы, которые, по мнению профессора Моше Шарона из Хайфского университета, соответствуют буквам бет и куфдревнего еврейского алфавита. Евреи пользовались им с древнейших времен и до вавилонского изгнания в VI в. до н.э., а в последующие века лишь изредка.
Но самое интересное состоит в том, что буквы эти не вырезаны на камне, а находятся внутри него. Специалисты, которым удалось видеть камень и держать его в руках, настаивают, что камень не был никогда разрезан. Кто же, каким образом, когда и зачем начертил эти две буквы?
Согласно семейной традиции, камень этот передавался от отца к сыну на протяжении тысячи лет в семье Орет. Основателем рода был рыцарь-тамплиер, которому якобы подарили этот камень в Иерусалиме в 1189 году. Но поскольку мы-то знаем, что крестоносцы, взяв Иерусалим штурмом, вырезали подчистую всех, кого там нашли – и мусульман, и евреев, – то в «подарок» верится слабо.
Ну, скажем так, нашел где-то... Так или иначе, камень вроде бы хранился тысячу лет в семье Орет, одна из ветвей которой перебралась около 200 лет назад в Южную Африку. В какой-то момент камень перешел уже не сыну, а дочери, так что нынешняя его хозяйка не носит этой фамилии. Так вот, семейная их история гласит, что камень этот – часть одеяния первосвященника Иерусалимского Храма.
В отличие от рядовых священников, совершавших служение в белых льняных одеждах, первосвященник носил еще несколько дополнительных одеяний. Одно из них – ефод, то ли что-то вроде фартука, то ли скорей жилет. На плечах он крепился двумя большими камнями, называемыми в Торе шоам, на которых были написаны имена колен Израиля. Спереди на эфод надевался хошен, нагрудник с 12 камнями, тоже по числу колен.
Что и в каком порядке было на камнях написано, дискутируется в Талмуде. И шоам на нагруднике тоже был – он соответствовал колену Иосифа. А к чему это все – к тому, что шоам, по мнению средневековых комментаторов, это как раз сардоникс и есть, разновидность оникса.
Те несколько ученых, которые имели доступ к таинственному камню, относят время его изготовления к VI веку до н.э. или раньше. Получается, он мог остаться даже со времени Первого Храма, построенного царем Шломо в X веке и разрушенного вавилонянами в VI веке до нашей эры. Любая находка, связанная с этим зданием, вызывает совершенно особые эмоции.
Во-первых, согласно нашей традиции, Первый Храм намного превосходил Второй по силе мистического переживания. Рассказывают, что когда вернувшиеся из Вавилона изгнанники построили Второй Храм, молодежь радовалась, а старики, помнившие Первый Храм, рыдали при виде этой «ухудшенной копии». Во-вторых, от Первого Храма очень мало чего осталось.
О немногом, что осталось от здания, мы поговорим в дальнейшем, а что случилось со священной утварью? Большую часть, без сомнения, унесли вавилонские захватчики, что-то от них перешло к персидским царям. Есть история, например, что персидский царь дерзнул использовать на своем пиру золотые сосуды из Храма. Осталось ли что-то из них или все ушло на переплавку? Кто знает.
Из предметов, находившихся в Храме, превосходил все по своему значению Ковчег завета. Это был деревянный ящик размером примерно 80 на 80 на 130 сантиметров, покрытый золотом изнутри и снаружи. Сверху он покрывался крышкой из цельного золота с фигурами ангелов. Но главным в нем было, конечно, не золотое покрытие, а его содержимое – скрижали с Десятью заповедями, которые получил Моше на горе Синай. Возможно ли найти его?
Согласно нескольким свидетельствам Талмуда, священный Ковчег не достался захватчикам. За несколько десятилетий до того праведный царь Йошиягу, предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег – а возможно, и что-то еще из священной утвари – в подземных пустотах, уходящих в глубь Храмовой горы.
Согласно же книге Маккавеев, Ковчег уже перед самым разрушением Храма спрятал пророк Ирмиягу, и не в глубине Храмовой горы, а на горе Нево, которая сейчас относится к Иордании. Но еще более экзотическую версию предлагают нам эфиопские христиане. Они убеждены, что Ковчег завета не пропал, а находится у них, причем считают его своей главной национальной святыней.
Согласно их версии, он хранится в церкви «девы Марии Сионской» в городе Аксуме на севере Эфиопии. Сам этот «ковчег» почти никому и никогда не показывают, кроме отвечающего за него священника. А священника якобы приходится часто менять, так как общение с «ковчегом» резко укорачивает срок жизни служителя. Копии же этого «ковчега» хранятся в каждой церкви Эфиопии.
Трудно сказать, есть ли ядро истины в эфиопских легендах, связывающих прибытие Ковчега в Эфиопию с именем Менелика I, полумифического основателя династии, который был якобы сыном царя Шломо. Но интересно отметить следующее. Эфиопская легенда рассказывает, что Ковчегов было два. Причем настоящий, ясное дело, у них, а менее настоящий остался в Первом Храме.
Так вот, сам факт существования двух Ковчегов отражен и в наших источниках. В сборнике мидрашей Ялкут Шимони приводится мнение, что во времена Судей, то есть до строительства Храма, было два Ковчега завета. Один, с целыми скрижалями, хранился в Скинии, а второй, с теми скрижалями, которые Моше разбил, узнав о грехе золотого тельца, евреи брали с собой на боле битвы.
Стоит еще отметить, что в раскопках города времен царя Давида профессор Гурфинкель нашел недавно предмет, который, по его мнению, служил копией Ковчега и хранился в местном городском святилище. Так что не исключено, что таких копий было даже много.
Так или иначе, но при строительстве Второго Храма в 516 г. до н.э. Ковчега уже не было, и место его – Святая святых Храма – осталось пустым. Знаменит рассказ, как римский завоеватель Помпей был потрясен до глубины души, когда ворвался в Святая святых и нашел пустоту в сердце еврейского богослужения.