Выбор фона:
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Секрет да Винчи: ученые обнаружили токсичные пигменты в красках Мона Лизы
16.10.2023

Секрет да Винчи: ученые обнаружили токсичные пигменты в красках Мона Лизы

Оценка: 0.0    455 0 Наука и Технологии
10:00

Леонардо да Винчи, знаменитый художник и ученый эпохи Возрождения, продолжает удивлять мир своими новаторскими методами. Недавний анализ, опубликованный в Journal of the American Chemical Society, пролил свет на экспериментальный подход да Винчи к живописи, в частности, на использование им оксида свинца(II) и его влияние на базовые слои его произведений.

Краски и пигменты, использовавшиеся да Винчи, на протяжении многих лет остаются предметом восхищения и интриг. Ученые исследовали его труды и произведения искусства в поисках ключей к разгадке секретов его мастерства. Многие из его картин начала 1500-х годов, в том числе и всемирно известная "Мона Лиза", были созданы на деревянных панелях, на которые перед началом работы необходимо было нанести толстый слой краски, так называемый "грунт". В то время как другие художники обычно использовали для этих целей гессо, да Винчи выбрал другой подход.

Последние анализы показали, что да Винчи экспериментировал с оксидом свинца(II), добавляя в масло этот оранжевый пигмент для придания краске особых свойств при высыхании. Эта нетрадиционная техника была использована не только в "Моне Лизе", но и в стене под "Тайной вечерей". Этот отход от традиционных фресковых техник того времени заинтриговал специалистов и любителей искусства.

Для дальнейшего изучения этих уникальных слоев группа специалистов под руководством Виктора Гонсалеса провела аналитические исследования высокого разрешения микрообразцов, взятых с "Моны Лизы" и "Тайной вечери". С помощью рентгеновской дифракции и инфракрасной спектроскопии они обнаружили, что грунтовые слои этих шедевров содержат не только масло и пигмент свинцовых белил, но и редкое соединение свинца - плюмбонакрит (Pb5(CO3)O(OH)2).

Присутствие плюмбонакрита в картинах да Винчи является важным открытием. Ранее это соединение никогда не обнаруживалось в картинах итальянского Возрождения, хотя позже, в 1600-х годах, оно было найдено в работах Рембрандта. Известно, что плюмбонакрит устойчив только в щелочных условиях, что позволяет предположить, что он образовался в результате реакции между маслом и оксидом свинца(II). Неповрежденные зерна оксида свинца(II), обнаруженные в большинстве образцов с "Тайной вечери", подтверждают эту гипотезу.

Искусствоведов и ученых поражает нетрадиционное использование да Винчи оксидов свинца. Хотя добавление оксидов свинца к пигментам для ускорения их высыхания было известно художникам, экспериментальные подтверждения этой техники во времена да Винчи отсутствовали. Даже в трудах да Винчи упоминания об оксиде свинца(II) ограничивались его использованием в средствах для кожи и волос, несмотря на его токсичность. Полученные недавно данные свидетельствуют о том, что да Винчи наверняка использовал оксиды свинца на своей палитре, что, возможно, способствовало созданию шедевров, которые и сегодня вызывают восхищение зрителей.


 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Была ли письменность изобретена однажды, или же она возникла независимо друг от друга в разных местах и в разное время?
И не мудрено.Завораживающее болгарское пение. Это поистине достояние человечества. Православные песн (от Везунчик)
Была ли письменность изобретена однажды, или же она возникла независимо друг от друга в разных местах и в разное время?
А что раньше - речь или писменность возникла? Звук-образ-знак...обратное преобразование. или что то (от renmilk11)
Была ли письменность изобретена однажды, или же она возникла независимо друг от друга в разных местах и в разное время?
Ну ,Проводник ,чего застеснялся? Расскажи на кого работаешь не стесняйся. И ещё расскажи на какие по (от Везунчик)