/ Новости сайта / Космос / Солнечная активность возрастает. Чего ожидать от светила в 2012 году.
21.04.2012

Солнечная активность возрастает. Чего ожидать от светила в 2012 году.

Высокая активность Солнца может быть свидетельством того, что скоро Землю ждет «шторм тысячелетия»: мы останемся без электричества и компьютеров.

В настоящее время приборы отмечают период необычайно высокой солнечной активности, уже прозванный великим максимумом. И человечество должно быть готово к его пиковой точке — мощному солнечному шторму, который случается раз в тысячу лет.

Чем грозит такой шторм человечеству

Само по себе явление не может нанести ущерб здоровью или жизни человека. Шторм опасен другим – он способен мгновенно повредить линии электропередач, сжечь трансформаторы и в одночасье обесточить планету. На восстановление всех систем могут уйти месяцы. Также шторм может спровоцировать многочисленные пожары – из-за замыканий в проводке.

Помимо этого, солнечные потоки представляют серьезную угрозу для систем GPS. К примеру, в результате отказа этих систем подводная буровая установка может утратить связь со скважиной и спровоцировать выброс нефти. Может произойти внезапный отказ сетей сотовой связи и мировых финансовых рынков, полагающихся на выверенные до доли секунды сигналы точного времени, передаваемые по GPS.

Профессор Майк Хэпгуд, возглавляющий Европейскую группу по исследованию космической погоды, предупреждает о возможных последствиях солнечной атаки. «Один раз в тысячу лет Солнце извергает мощные струи плазмы. Такие мощные геомагнитные бури, как те, которые произошли в 1859, 1921 и 1989 гг., причинили огромный ущерб человечеству, оставив на несколько месяцев людей без электричества и некоторых самых необходимых вещей, однако мы должны готовиться к еще более мощному солнечному шторму, который, по нашим расчетам, должен происходить приблизительно один раз в тысячу лет», – отметил профессор.

Астрофизики детально изучили это явление. Шторм формируется и развивается в несколько этапов. На первом этапе над поверхностью Солнца поднимаются петли сверхгорячей плазмы – некие завихрения энергии, но все еще привязанные к поверхности звезды. Второй этап начинается с увеличения размера вихря и заканчивается его разрывом с поверхностью светила.

И, наконец, на завершающем этапе распрямленные потоки, когда-то бывшие петлями, выбрасывают в Солнечную систему миллиарды тонн раскаленного газа. Так начинается, собственно говоря, шторм. Или, как еще называют это явление в научных кругах, корональный выброс массы. Шторм несет в себе огромный запас энергии, в сердцевине его потока вибрируют магнитные силы, вызывающие мощные всплески электрического тока.

Ученые тревожатся: чего ждать от светила? И как это повлияет на земной климат?

- Мы обнаружили, что за последние 9 300 лет было 24 периода наивысшей солнечной активности, или так называемых «великих максимумов» Солнца, - объяснял на Национальном собрании астрономии в Манчестере, посвященному солнечному изменению климата, аспирант Люк Барнард из Редингского университета (Великобритания). - Об этом свидетельствуют изотопы в ледниковых щитах и кольцах деревьев. Теперь же этот «максимум» близится к концу.

Когда же он закончится? Здесь мнения ученых расходятся. Одни считают, что в начале 2017 года. Другие отодвигают дату на 2021 или 2022 год.

Но, подумаешь - очередной цикл. Он, кстати, по странной случайности совпадает с 24-м одиннадцатилетним циклом, который отсчитывают с 1755 года благодаря открытиям известного биофизика Александра Чижевского. И знаменитые календари майя тоже отмеряли определённые периоды. Так, например, 21 декабря 2012 года заканчивается «Великий цикл» или, по их, майянской, терминологии, «Пятое Солнце» продолжительностью 5126 лет. И начинается новый под названием «шестое Солнце». Без всяких концов света. И 24-й солнечный «великий максимум» как-нибудь переживем. Но оказалось, можно и не пережить.

- С окончанием этого цикла совпала космическая эра истории человечества, - пугает Люк Барнард. - Эра, которая никогда за всю историю человечества так не зависела от космической погоды. А ее - погоду - очень сильно может изменить поведение нашего светила.

Что же произойдет с Солнцем?

ИСЧЕЗНУТ ПЯТНА

По словам Барнарда, показатели магнитного поля Солнца упадут, сократится число солнечных пятен, корональные выбросы массы будут случаться реже. К таким выводам, независимо друг от друга, пришли сразу три научные группы.

Так, по данным Мэтью Пенна и Уильяма Ливингстона из американской Национальной солнечной обсерватории (NSO), накопленным с 1990 года, количество пятен уменьшится вдвое. А к 25-циклу светило полностью очистится. Значит, заметно снизится и его активность.

Вторая группа под руководством Ричарда Алтрока, астрофизика из Исследовательской лаборатории ВВС США, обнаружили странности в движении плазменных потоков внутри Солнца. И, как следствие, аномальные изменения в магнитных полях. А именно от них, главным образом, и зависит формирование пятен. В итоге, Алтрок с коллегами тоже увидели крайнюю слабость грядущего цикла.

А третья группа ученых не увидела в солнечной короне - наиболее горячей и беспокойной части светила - характерных признаков подготовки 25-го цикла. Обычно они - признаки - становятся заметными задолго до его начала, когда еще продолжается предыдущий цикл. В это время зона активности начинает смещаться из высоких широт Солнца к экватору. А новое магнитное поле выталкивает остатки предыдущего цикла к полюсам. Подобные процессы должны были бы уже начаться. Но их нет. И это беспокоит.

- Эти наблюдения очень необычны и неожиданны, но тот факт, что три принципиально разных подхода к исследованию Солнца приводят к одному выводу, является мощным свидетельством того, что Солнце может впасть в спячку, - уверяет физик Фрэнк Хилл из Национальной солнечной обсерватории в штате Нью-Мексико. - Этот феномен затронет климат на Земле.

ОСЛАБНЕТ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

На первый взгляд опасения ученых кажутся надуманными. Ведь спящее Солнце - это прекрасно. Не будет солнечных бурь, а, значит, станет меньше будет сбоев в работе спутников и электронных приборов. А многие люди перестанут страдать из-за своей чувствительности к изменениям магнитного поля Земли, которое подвергается сильному воздействию вспышек на Солнце. Но не все так просто.

- При снижении активности Солнца так же ослабнет и его магнитное поле, - пророчит Люк Барнард. - А именно магнитное поле Солнца «укутывает» нашу систему, защищая ее от галактических космических лучей. Кроме того, хотя снижение солнечной активности приведет к менее частым выбросам частиц высокой энергии, вспышки будут сильнее и нанесут больше вреда.

Тут и парадокс: снижение солнечной активности приведет к тому, что количество радиации, находящейся в околоземном пространстве, значительно возрастет. Тогда спутники станут сбоить и ломаться чаще, чем раньше. Под угрозу попадут не только космонавты, но даже экипажи высоко летящих самолетов. И даже трудно спрогнозировать, что будет со всей земной электроникой, поскольку она рассчитана, в основном, на воздействие именно солнечной радиации, а не космических лучей.

- Нынешние космические аппараты и самолеты имеют защиту только от того уровня излучения, который наблюдался в течение космической эры, - объясняет Барнард.

По словам ученого, в ближайшем будущем поток галактических космических лучей увеличится в 2,5 раза по сравнению с сегодняшним значением. А крупные выбросы частиц высокой энергии будут наблюдаться раз восемь за столетие вместо нынешних пяти. В итоге околоземное космическое излучение станет невероятно опасным. И это еще не все беды.

- Я сравнил текущий «великий максимум» с 23-мя предыдущими, - поделился своими выкладками Бернард, - и считаю, что солнечная активность упадет до такого низкого уровня, который был в XVII-XVIII веках.

Тогда почти 70 лет, с 1645 по 1715 годы, продолжался так называемый малый ледниковый период в Европе. Он получил название «маундеровский минимум». В это время наблюдалось всего около 50 солнечных пятен вместо 40-50 тысяч в «обычные» годы. Замерзали Темза и Сена, снег выпадал даже на юге Италии. Ученый прогнозирует: сильное похолодание может начаться уже в 2020 году. Или даже раньше. И никакое глобальное потепление, вызванное деятельностью человеческой цивилизации, его не остановит.

ЗХЖ по материалам: http://www.kp.ru и http://news.eizvestia.com и http://helioviewer.org/

gvar 22.04.2012 00:18 [Материал]
заметьте гадают они за оочень приличные бабки biggrin
бякин 21.04.2012 23:37 [Материал]
Что ожидать?
Радости и печали - кому как повезет.
Ekaterina 21.04.2012 09:59 [Материал]