/ Новости сайта / Космос / Обнаружен объект со свойствами как магнетара, так и пульсара
17.07.2012

Обнаружен объект со свойствами как магнетара, так и пульсара

Оценка: 0.0    2068 0 Космос

Магнетары — это нейтронные звёзды, обладающие исключительно сильным магнитным полем (до 10 ГТл). Они не более 20 км в диаметре, однако по массе большинство значительно превышает Солнце (до 40 раз).

Магнетары настолько сжаты, что горошина такой же плотности весила бы больше 100 млн т. Вращаются они очень быстро, не реже нескольких раз в секунду, что для 20-километровый сферы немало. А живут недолго: их магнитная и рентгеновская активность длятся не более 10 тыс. лет.

Ну а пульсар — это космический источник радио-, оптического, рентгеновского и (или) гамма-излучения, наблюдаемого земными астрономами в виде периодических всплесков (пульсаций). Считается, что это просто нейтронная звезда с обычной интенсивностью магнитного поля, которое наклонено относительно оси вращения, отчего мы и видим периодические всплески излучений в нескольких диапазонах.

По линиям магнитного поля периодически происходит движение вещества, которое при этом нагревается и испускает рентгеновское излучение.(Иллюстрация ESA / C. Carreau.)

Проблема понимания причин короткого жизненного цикла магнетаров долгое время занимала учёных. Почему эта нейтронная звезда резко исчезала без превращения в чёрную дыру? А если такое превращение и имело место, то почему оно происходит так быстро (не более 10 тыс. лет)?

Другой момент: и пульсары, и магнетары найдены в одних и тех же областях Млечного Пути — там, где недавно взрывались сверхновые. Но если они расположены в одних и тех же местах и рождаются подобным образом, то почему они настолько различны? Попытка вывести различия из массы (мол, магнетары — особо массивные нейтронные звёзды) наталкивается на короткий срок жизни магнетаров. Что случается с ними затем, после весьма непродолжительных для нейтронной звезды 10 тыс. лет? И почему этого не происходит с обычными пульсарами?

И вот новое открытие — объект Swift J1822.3–1606, который пока не определился с тем, магнетар он или пульсар. Скорее он похож на гибрид одного с другим. Импульсы (пульсации) в рентгеновском диапазоне сочетаются в нём с сильнейшим магнитным полем. При этом, по итогам наблюдений, внутреннее магнитное поле нового объекта (см. вторую фазу видео ниже) намного сильнее его внешнего магнитного поля (демонстрируемого вначале)

Находка может стать ещё одним аргументом в пользу уже высказывавшейся точки зрения, согласно которой магнетары не столько отдельный подтип нейтронной звезды, сколько одна из фаз (возможно, проходимая многократно) жизни обычного пульсара.

Соответствующая публикация появилась в Astrophysical Journal; также с ней можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Европейского космического агентства.