/ Новости сайта / Космос / Учёные обнаружили «троянский» астероид Урана
02.09.2013

Учёные обнаружили «троянский» астероид Урана

Ученые говорят, что открытие первого «троянского» астероида у Урана может указывать на то, что как у самого Урана, так и у соседнего Нептуна может быть значительно более сложное астероидное соседство, чем считается.

На слэнге астрономов, объекты, которые делят орбиту с их планетой, но никогда не сталкиваются с ним, именуются троянцами. Такие объекты прежде наблюдались не единожны, они есть вблизи нескольких планет в Солнечной системе, в том числе и у Земли, однако астероид-троянец 2011 QF99 - первый, обнаруженный вблизи Урана.

Чтобы лучше понять природу околоземных астероидов троянцев, нужно представить себе Солнце и Землю как два нижних угла треугольника, обладающего равными сторонами, тогда как третья точка - это как раз астероид-троянец. Такие астероиды всегда располагаются в заданной точке, так называемой четвертой точке Лагранжа, балансируя между гравитацией Земли и Солнца. С физической точки зрения, положение астероидов-троянцев довольно устойчиво.

У Земли и Солнца есть две троянских точки - одна перед планетой на заданном расстоянии, так называемая четвертая точка Лагранжа, и одна на точно таком же расстоянии позади нее - пятая точка Лагранжа. Подобные астероиды-троянцы ранее наблюдались вблизи Юпитера, Нептуна и Марса.

Ученые полагали, что троянские точки Урана - седьмой планеты от Солнца, должны быть слишком нестабильными из-за слабой гравитации последнего, однако как выяснили ученые при помощи телескопа, работающего на Гавайских островах, нужные точки есть и там. В 2011 и 12 годах специалисты почти 17 месяцев пытались установить, есть ли троянские точки у планет во внешней части Солнечной системы.

«Наши исследования были сосредоточены на поиске троянцев у Нептуна, а также у транс-нептуновых объектов», - говорит автор исследования и астроном из Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) Майк Александерсен.

По его словам, группа открыла объект 2011 QF99, представляющий собой шар из камней и льда, который всегда находится перед Ураном. Объект удален от Солнца на 19 астрономических единиц и имеет диаметр в 60 км. Сам Уран удален от Солнца на 2,8 млрд км. Для сравнения: Земля от Солнца - на 150 млн км.

Исследователи говорят, что у астероида есть некоторые орбитальные аномалии, которые, вероятно, вызваны особенностями физики внешней части Солнечной системы и отсутствием сильного гравитационного притяжения Солнца.

Астрономы объясняют его наличие, как пристроившегося временного компаньона, оказавшегося близким к точке L4 Урана после окончания формирования Солнечной системы, примерно через 70 тысяч лет. Такую дату определило компьютерное моделирование перемещений: троянец выйдет из точки L4, но в течение примерно миллиона лет будет пребывать в тесном гравитационном взаимодействии с Ураном. Затем он покинет орбиту гиганта и сменит амплуа на астероид класса кентавров. Кентавры вращаются между орбитами Юпитера и Нептуна и являются переходными по свойствам между астероидами главного пояса и объектами пояса Койпера.

Источник:  http://comments.ua/