/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Экологи обнаружили в атмосфере новый класс разрушающих озон веществ
17.02.2015

Экологи обнаружили в атмосфере новый класс разрушающих озон веществ

Европейские экологи обнаружили в атмосфере нашей планеты ранее неизвестный класс химических веществ, которые разрушают озон не хуже фреона и чья концентрация в воздухе стремительно растет, что несет за собой новую угрозу озоновому щиту Земли, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

"Нам нужно продолжить наблюдения за состоянием атмосферы и концентрацией этих газов для того, чтобы определить их источник. Сейчас озоновый слой все еще испытывает благоприятные эффекты от запрета фреонов, но растущая концентрация дихлорметана в атмосфере может нейтрализовать их и внести массу неопределенностей в наши прогнозы по будущему состоянию озона и климата", — заявил Мартин Чипперфилд (Martyn Chipperfield) из университета Лидса (Великобритания).

Чипперфилд и его коллеги раскрыли новый класс органических веществ, разрушающих озоновый слой, наблюдая за изменениями в концентрации антропогенных и природных соединений, содержащих в себе атомы галогенов — хлора, брома, йода.

Как отмечают исследователи, подобные молекулы широко встречаются в природе и промышленности и они легко разрушают озон, однако экологи не обращали на них особого внимания из-за того, что они распадаются очень быстро и живут в атмосфере не дольше полугода. По этой причине ученые часто называют их VSLS — «короткоживущими субстанциями».

Авторы статьи решили проверить, насколько высока их концентрация в воздухе сегодня и влияют ли они, хоть в какой-либо степени, на состояние озонового щита в стратосфере Земли. Первые же замеры показали, что доля VSLS в воздухе была не просто высокой, но и достаточно быстро росла на протяжении последних 20 лет. В некоторых уголках планеты, отмечают ученые, их концентрация выросла в два раза, а в целом доля содержащих хлор веществ из этого класса в 50 раз больше, чем концентрация хлоровых фреонов в атмосфере.

По расчетам авторов статьи, на долю человека пока приходится лишь 10% от общего числа молекул озона, уничтоженных VSLS, но их «вклад» в разрушение озонового слоя продолжает расти. Кроме того, эти вещества разлагают озон не только в стратосфере, где находится озоновый слой, но и в нижней части атмосферы, что может заметным образом влиять на климат планеты (озон является сильным парниковым газом).

Пока ученые не знают, откуда берутся «лишние» молекулы VSLS и является ли их главным источником человек или дикая природа. В качестве возможных виновников антропогенного роста доли VSLS в воздухе Чипперфилд и его коллеги называют производство промышленных растворителей, мыла, фумигантов и бумажную индустрию.

Тем не менее, стремительный рост в их концентрации требует пристального наблюдения за возможными источниками этих веществ и введения, если это потребуется, запретов на использование VSLS в промышленности, аналогичных Монреальскому протоколу.

Монреальский протокол к Венской конвенции по защите озонового слоя был подписан в сентябре 1987 года. Протокол и конвенция стали первыми глобальными соглашениями, которые ратифицировали все страны ООН. Положительные последствия его вступления в силу можно увидеть уже сегодня — по наблюдениям ученых, «озоновая дыра» над Антарктидой уменьшилась в площади на 15% за последние 10 лет.

1234567890 17.02.2015 19:03 [Материал]