Вход / Регистрация
22.11.2024, 16:04
Загадка древнего святилища Хал-Сафлиени
Как известно, на нашей планете довольно много катакомб, пещерных подземных городов и храмов. Сегодня хотелось бы вспомнить не самый известный подземный храм, но хранящий, тем не менее, массу жгучих загадок и тайн. Речь пойдет о Хал-Сафлиени, гипогее, т.е. подземном храме, расположенном в городе Паоле на острове Мальта.
По мнению ученых, Хал-Сафлиени был вырублен в толще известняковой скалы около шести, а то и семи тысяч лет назад. Т.е. этот подземный храм на целую тысячу лет старше египетских пирамид в Гизе! А ведь их многие историки до сих пор считают самыми древними памятниками архитектуры в мире.
Но вот вопрос: какая цивилизация построила многоуровневый разветвленный мальтийский лабиринт, вырубленный на глубине одиннадцати метров? Какие функции выполняло это подземное сооружение? Наконец, куда делись чудесные строители, все следы которых теряются во времени?
Точного ответа на эти вопросы наука пока дать не может. Тем не менее открытие Хал-Сафлиени - открытие мирового значения. И в 1980 г. гипогей Хал-Сафлиени включен ЮНЕСКО в список самых значимых памятников культурного наследия человечества. А некоторые историки настаивают на признании мальтийского гипогея восьмым Чудом Света.
А случилось открытие совершенно случайно. В самом начале ХХ в., в 1902 г., в пригороде Паолы велось интенсивное жилищное строительство. Рабочие, приступив к сооружению очередного дома, пробили в скале колодец, в котором предполагалось установить цистерну для сбора воды. При этом выяснилось, что в толще скалы имеется какая-то полость.
И хотя сразу же стало ясно, что пещера имеет искусственное происхождение, застройщики, не желая терять прибыль от выгодной концессии, приказали продолжать работы. А в пещеру стали сбрасывать строительный мусор. Ничего не напоминает? Нынешние застройщики поступают таким образом сплошь и рядом. К сожалению...
Однажды стройку посетил иезуит отец Эммануил. Он сумел осознать значение этой находки и добился у городских властей разрешения начать раскопки. Внутри подземной полости с множеством конусообразных и яйцеобразных помещений отец Эммануил обнаружил человеческие скелеты, из-за чего вначале предположил, что здесь находится кладбище катакомбной церкви первых лет христианской эры.
Однако этому предположению противоречило отсутствие внутри пещеры какой-либо христианской символики. Стены были покрыты охряного цвета геометрическими узорами, в основном в виде спиралей. Кроме человеческих, были найдены останки жертвенных животных, что также опровергало первоначальную гипотезу: христиане животных в жертву не приносили.
После смерти иезуита в 1907 г. раскопки продолжил мальтийский археолог Теми Заммит. Наиболее значительным из его открытий является "Палата оракула" с удивительными акустическими свойствами, о которых речь пойдет ниже. Исходя из этого Заммит предположил, что в храме в эпоху античности располагался оракул, паломничества к которому совершали жители всех стран Средиземноморья.
Мария Гимбутас, американский археолог и культуролог литовского происхождения, предположила, что Хал-Сафлиени был святилищем богини женского плодородия, Матери-Земли или Великой Матери. Такой вывод она сделала на основе того, что некоторые помещения гипогея имеют форму материнского чрева.
Кроме того, при раскопках была обнаружено две небольших глиняных фигурки тучных женщин с непомерно широкими бедрами, лежащих на боку (именно в такой позиции находится и большинство из семи тысяч человеческих останков, обнаруженных в погребальных камерах гипогея).
Эти статуэтки получили название "Спящая праматерь". Некоторые считают, что поза женщины напоминает позу эмбриона, но она, скорее, напоминает позу просто отдыхающей женщины.
Помимо фигурок были найдено множество украшений, ваз, статуэток и разнообразных культовых предметов.
Считается также, что гипогей служил не только местом культовых поклонений и захоронений, он служил в первую очередь для обучения жриц, которые исповедовали культ Великой Матери.
Большинство исследователей в настоящее время считают Хал-Сафлиени подземным храмом, посвященным культу рождения и смерти. В нем тридцать четыре помещения, расположенных на трех уровнях на площади около 500 кв.м. Они соединены переходами-тоннелями и лестницами. Это довольно запутанный лабиринт, в котором легко заблудиться неподготовленному человеку.
На верхнем уровне лабиринта находится большой зал, центральный проход и погребальные камеры с каждой стороны. Зал округлый, из него ведет несколько проходов, некоторые заканчиваются тупиками. Здесь и были найдены фигурки спящих женщин. Ныне они находятся в музее археологии в Валлетте.
На втором уровне гипогея находится так называемая "Палата оракула". Это, пожалуй, самый интересный объект подземного храма. В этой комнате на высоте лица человека среднего роста есть небольшая овальная ниша. Если в нее сказать что-нибудь низким голосом, звук, многократно усиленный, разнесется по всем подземным помещениям.
Но если вы произнесете что-либо голосом высоким, вас не услышат даже те, кто стоит неподалеку.
Получается, что ниша реагировала только на мужские голоса? Женщин заведомо исключили из списка тех, кому позволялось что-то в нишу говорить? Вот такой странный акустический феномен! И он не мог не привлечь внимания экспертов.
Акустические исследования, проведенные мальтийским композитором Рубеном Зарой и группой итальянских ученых, показали, что звук в "Палате оракула" резонирует на частоте 110 герц, что соответствует частотам резонанса во многих других древних культовых сооружений, в частности, в ирландском Ньюгрейндже. (Эти данные были опубликованы в журнале Time and Mind в 2008 г.)
Подобные акустические эффекты оказывают очень сильное влияние на психику людей.
По мнению ученых, резонансный звук на подобной частоте как бы включает ту область головного мозга, которая отвечает за настроение, сопереживание и социальное поведение. Кроме того, человек, находящийся в гипогее, чувствует эту звуковую вибрацию всеми тканями и костями своего тела.
Это ведет к определенному изменению сознания и, вероятно, усиливает мистические ощущения во время религиозных ритуалов. Это при условии, что Хал-Сафлиени действительно создавался как подземный храм. Но есть и другая гипотеза предназначения "Палаты оракула", о которой будет сказано далее.
На третьем уровне гипогея имеются ниши, названные археологами погребальными камерами, поскольку в некоторых были найдены человеческие останки. Они так малы, что заглянуть в них можно лишь встав на колени, а внутрь попасть - только ползком. Все камеры глухие, и всего одна имеет в противоположной стене отверстие, уводящее в темный туннель.
Этот "последний", третий, уровень в гипогее был построен в том промежутке времени, когда создававшая храм цивилизация таинственным образом исчезла с острова.
В 1940 г. Хал-Сафлиени посетила известная исследовательница Луиза Джеззап, работавшая в английском посольстве на Мальте. Во время экскурсии ей удалось уговорить гида, чтобы тот позволил ей проникнуть в одну из таинственных ниш. Тот сначала не соглашался, но в конце концов вынужден был отступить под напором эксцентричной иностранки, лишь предупредив, что это очень опасно и он не отвечает за последствия.
Мисс Джеззап взяла свечу и велела своим друзьям взять в руки ее длинный шарф, чтобы таким образом ее подстраховать. Протиснувшись в отверстие, отважная исследовательница обнаружила, что стоит на небольшом выступе скальной породы на краю узкой, но, вероятно, очень глубокой пропасти, за которой просматривались очертания огромного зала.
На другой стороне пропасти, чуть ниже, был такой же выступ, а сразу за ним начинался туннель, ведший куда-то вглубь скалы. Возле него мисс Джеззап увидела каких-то волосатых существ, которые были похожи на людей. Они запустили в женщину камнем. Перепугавшись не на шутку, она бросилась назад. Гид совсем не удивился ее испугу. Похоже, он прекрасно знал, что она могла там увидеть.
А через неделю после этого в Хал-Сафлиени пропала группа из тридцати школьников вместе со своим учителем. Оказалось, они полезли именно в тот тоннель, откуда сбежала Луиза Джеззап. Случайно или нет, но в этом проходе сразу же после исчезновения группы школьников произошел обвал.
Поисковые партии раскопали лаз, но нашли лишь обрывок страховочной веревки, которую тянули за собой экскурсанты от погребальной камеры. Она была перерезана чем- то острым. Никаких следов детей и их наставника найти так и не удалось.
Правда, потом многие мальтийцы слышали детский плач и крик, доносившиеся из-под земли в самых разных частях острова. Но точно установить, откуда шли эти звуки, так и не сумели.
Поговаривают, что сеть катакомб проходит под всем островом и даже за его пределами, якобы доходя даже до Италии, так что немудрено в этом лабиринте затеряться навеки. А начало свое он берет именно в гипогее Хал-Сафлиени.
Журнал National Geographic в том же 1940 г. писал об этих происшествиях: "Некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда".
Многие исследователи, историки и археологи задаются одним и тем же вопросом: кто же соорудил такое подземное чудо? И куда исчезла эта древняя цивилизация? Высказываются самые различные версии. Так, астрофизик Анатолий Григорьевич Иванов считает, что в Хал-Сафлиени более шести тысяч лет назад жили переселенцы из звездных систем Немезиды и Сириуса.
Что и говорить, гипотеза выглядит привлекательно - вполне в духе современной моды на объяснение всего аномального на нашей планете "происками" инопланетного разума.
А.Иванов, как и многие другие современные исследователи, почему-то считает, что в те незапамятные времена земляне просто-напросто не могли иметь технологий, рассекающих скальные породы с легкостью ножа, входящего в брусок сливочного масла. Значит, это могли сделать только пришельцы со звезд.
А если все же была высокоразвитая древняя цивилизация, и седой миф об Атлантиде не является чьей-то досужей выдумкой? Почему бы не предположить, что Хал-Сафлиени был большим убежищем, куда пряталось население при угрозе ядерной атаки и прочих опасностей?
Тогда легко объясняется и наличие в одном месте семи тысяч останков людей, погибших, вероятно, одновременно, став жертвами страшной войны, погубившей эту цивилизацию. Скорее всего, и ниша в "Палате оракула" - средство оповещения невольных обитателей этого самого древнего защитного бункера.
Исходя из этой гипотезы, можно объяснить и загадку самой нижней комнаты гипогея. Ступени, ведущие в нее, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Почему? Скорее всего, здесь был бассейн, заполненный водой, которую брали для приготовления пищи и прочих хозяйственных нужд.
Думается, гипотеза о древнем защитном убежище имеет такое же право на существование, как и все прочие. Тогда подземным святилищем Хал-Сафлиени стал уже позже - в античные времена.
Люди, заселившие Мальту, воспользовались плодами трудов более древней, не известной нам цивилизации. Так это или нет, но загадки Хал-Сафлиени по-прежнему волнуют ученых, и поток туристов, желающих посетить гипогей, не иссякает. Кстати, фотографировать в гипогее по неясным причинам строго запрещено даже без вспышки.
По мнению ученых, Хал-Сафлиени был вырублен в толще известняковой скалы около шести, а то и семи тысяч лет назад. Т.е. этот подземный храм на целую тысячу лет старше египетских пирамид в Гизе! А ведь их многие историки до сих пор считают самыми древними памятниками архитектуры в мире.
Но вот вопрос: какая цивилизация построила многоуровневый разветвленный мальтийский лабиринт, вырубленный на глубине одиннадцати метров? Какие функции выполняло это подземное сооружение? Наконец, куда делись чудесные строители, все следы которых теряются во времени?
Точного ответа на эти вопросы наука пока дать не может. Тем не менее открытие Хал-Сафлиени - открытие мирового значения. И в 1980 г. гипогей Хал-Сафлиени включен ЮНЕСКО в список самых значимых памятников культурного наследия человечества. А некоторые историки настаивают на признании мальтийского гипогея восьмым Чудом Света.
А случилось открытие совершенно случайно. В самом начале ХХ в., в 1902 г., в пригороде Паолы велось интенсивное жилищное строительство. Рабочие, приступив к сооружению очередного дома, пробили в скале колодец, в котором предполагалось установить цистерну для сбора воды. При этом выяснилось, что в толще скалы имеется какая-то полость.
И хотя сразу же стало ясно, что пещера имеет искусственное происхождение, застройщики, не желая терять прибыль от выгодной концессии, приказали продолжать работы. А в пещеру стали сбрасывать строительный мусор. Ничего не напоминает? Нынешние застройщики поступают таким образом сплошь и рядом. К сожалению...
Однажды стройку посетил иезуит отец Эммануил. Он сумел осознать значение этой находки и добился у городских властей разрешения начать раскопки. Внутри подземной полости с множеством конусообразных и яйцеобразных помещений отец Эммануил обнаружил человеческие скелеты, из-за чего вначале предположил, что здесь находится кладбище катакомбной церкви первых лет христианской эры.
Однако этому предположению противоречило отсутствие внутри пещеры какой-либо христианской символики. Стены были покрыты охряного цвета геометрическими узорами, в основном в виде спиралей. Кроме человеческих, были найдены останки жертвенных животных, что также опровергало первоначальную гипотезу: христиане животных в жертву не приносили.
После смерти иезуита в 1907 г. раскопки продолжил мальтийский археолог Теми Заммит. Наиболее значительным из его открытий является "Палата оракула" с удивительными акустическими свойствами, о которых речь пойдет ниже. Исходя из этого Заммит предположил, что в храме в эпоху античности располагался оракул, паломничества к которому совершали жители всех стран Средиземноморья.
Мария Гимбутас, американский археолог и культуролог литовского происхождения, предположила, что Хал-Сафлиени был святилищем богини женского плодородия, Матери-Земли или Великой Матери. Такой вывод она сделала на основе того, что некоторые помещения гипогея имеют форму материнского чрева.
Кроме того, при раскопках была обнаружено две небольших глиняных фигурки тучных женщин с непомерно широкими бедрами, лежащих на боку (именно в такой позиции находится и большинство из семи тысяч человеческих останков, обнаруженных в погребальных камерах гипогея).
Эти статуэтки получили название "Спящая праматерь". Некоторые считают, что поза женщины напоминает позу эмбриона, но она, скорее, напоминает позу просто отдыхающей женщины.
Помимо фигурок были найдено множество украшений, ваз, статуэток и разнообразных культовых предметов.
Считается также, что гипогей служил не только местом культовых поклонений и захоронений, он служил в первую очередь для обучения жриц, которые исповедовали культ Великой Матери.
Большинство исследователей в настоящее время считают Хал-Сафлиени подземным храмом, посвященным культу рождения и смерти. В нем тридцать четыре помещения, расположенных на трех уровнях на площади около 500 кв.м. Они соединены переходами-тоннелями и лестницами. Это довольно запутанный лабиринт, в котором легко заблудиться неподготовленному человеку.
На верхнем уровне лабиринта находится большой зал, центральный проход и погребальные камеры с каждой стороны. Зал округлый, из него ведет несколько проходов, некоторые заканчиваются тупиками. Здесь и были найдены фигурки спящих женщин. Ныне они находятся в музее археологии в Валлетте.
На втором уровне гипогея находится так называемая "Палата оракула". Это, пожалуй, самый интересный объект подземного храма. В этой комнате на высоте лица человека среднего роста есть небольшая овальная ниша. Если в нее сказать что-нибудь низким голосом, звук, многократно усиленный, разнесется по всем подземным помещениям.
Но если вы произнесете что-либо голосом высоким, вас не услышат даже те, кто стоит неподалеку.
Получается, что ниша реагировала только на мужские голоса? Женщин заведомо исключили из списка тех, кому позволялось что-то в нишу говорить? Вот такой странный акустический феномен! И он не мог не привлечь внимания экспертов.
Акустические исследования, проведенные мальтийским композитором Рубеном Зарой и группой итальянских ученых, показали, что звук в "Палате оракула" резонирует на частоте 110 герц, что соответствует частотам резонанса во многих других древних культовых сооружений, в частности, в ирландском Ньюгрейндже. (Эти данные были опубликованы в журнале Time and Mind в 2008 г.)
Подобные акустические эффекты оказывают очень сильное влияние на психику людей.
По мнению ученых, резонансный звук на подобной частоте как бы включает ту область головного мозга, которая отвечает за настроение, сопереживание и социальное поведение. Кроме того, человек, находящийся в гипогее, чувствует эту звуковую вибрацию всеми тканями и костями своего тела.
Это ведет к определенному изменению сознания и, вероятно, усиливает мистические ощущения во время религиозных ритуалов. Это при условии, что Хал-Сафлиени действительно создавался как подземный храм. Но есть и другая гипотеза предназначения "Палаты оракула", о которой будет сказано далее.
На третьем уровне гипогея имеются ниши, названные археологами погребальными камерами, поскольку в некоторых были найдены человеческие останки. Они так малы, что заглянуть в них можно лишь встав на колени, а внутрь попасть - только ползком. Все камеры глухие, и всего одна имеет в противоположной стене отверстие, уводящее в темный туннель.
Этот "последний", третий, уровень в гипогее был построен в том промежутке времени, когда создававшая храм цивилизация таинственным образом исчезла с острова.
В 1940 г. Хал-Сафлиени посетила известная исследовательница Луиза Джеззап, работавшая в английском посольстве на Мальте. Во время экскурсии ей удалось уговорить гида, чтобы тот позволил ей проникнуть в одну из таинственных ниш. Тот сначала не соглашался, но в конце концов вынужден был отступить под напором эксцентричной иностранки, лишь предупредив, что это очень опасно и он не отвечает за последствия.
Мисс Джеззап взяла свечу и велела своим друзьям взять в руки ее длинный шарф, чтобы таким образом ее подстраховать. Протиснувшись в отверстие, отважная исследовательница обнаружила, что стоит на небольшом выступе скальной породы на краю узкой, но, вероятно, очень глубокой пропасти, за которой просматривались очертания огромного зала.
На другой стороне пропасти, чуть ниже, был такой же выступ, а сразу за ним начинался туннель, ведший куда-то вглубь скалы. Возле него мисс Джеззап увидела каких-то волосатых существ, которые были похожи на людей. Они запустили в женщину камнем. Перепугавшись не на шутку, она бросилась назад. Гид совсем не удивился ее испугу. Похоже, он прекрасно знал, что она могла там увидеть.
А через неделю после этого в Хал-Сафлиени пропала группа из тридцати школьников вместе со своим учителем. Оказалось, они полезли именно в тот тоннель, откуда сбежала Луиза Джеззап. Случайно или нет, но в этом проходе сразу же после исчезновения группы школьников произошел обвал.
Поисковые партии раскопали лаз, но нашли лишь обрывок страховочной веревки, которую тянули за собой экскурсанты от погребальной камеры. Она была перерезана чем- то острым. Никаких следов детей и их наставника найти так и не удалось.
Правда, потом многие мальтийцы слышали детский плач и крик, доносившиеся из-под земли в самых разных частях острова. Но точно установить, откуда шли эти звуки, так и не сумели.
Поговаривают, что сеть катакомб проходит под всем островом и даже за его пределами, якобы доходя даже до Италии, так что немудрено в этом лабиринте затеряться навеки. А начало свое он берет именно в гипогее Хал-Сафлиени.
Журнал National Geographic в том же 1940 г. писал об этих происшествиях: "Некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда".
Многие исследователи, историки и археологи задаются одним и тем же вопросом: кто же соорудил такое подземное чудо? И куда исчезла эта древняя цивилизация? Высказываются самые различные версии. Так, астрофизик Анатолий Григорьевич Иванов считает, что в Хал-Сафлиени более шести тысяч лет назад жили переселенцы из звездных систем Немезиды и Сириуса.
Что и говорить, гипотеза выглядит привлекательно - вполне в духе современной моды на объяснение всего аномального на нашей планете "происками" инопланетного разума.
А.Иванов, как и многие другие современные исследователи, почему-то считает, что в те незапамятные времена земляне просто-напросто не могли иметь технологий, рассекающих скальные породы с легкостью ножа, входящего в брусок сливочного масла. Значит, это могли сделать только пришельцы со звезд.
А если все же была высокоразвитая древняя цивилизация, и седой миф об Атлантиде не является чьей-то досужей выдумкой? Почему бы не предположить, что Хал-Сафлиени был большим убежищем, куда пряталось население при угрозе ядерной атаки и прочих опасностей?
Тогда легко объясняется и наличие в одном месте семи тысяч останков людей, погибших, вероятно, одновременно, став жертвами страшной войны, погубившей эту цивилизацию. Скорее всего, и ниша в "Палате оракула" - средство оповещения невольных обитателей этого самого древнего защитного бункера.
Исходя из этой гипотезы, можно объяснить и загадку самой нижней комнаты гипогея. Ступени, ведущие в нее, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Почему? Скорее всего, здесь был бассейн, заполненный водой, которую брали для приготовления пищи и прочих хозяйственных нужд.
Думается, гипотеза о древнем защитном убежище имеет такое же право на существование, как и все прочие. Тогда подземным святилищем Хал-Сафлиени стал уже позже - в античные времена.
Люди, заселившие Мальту, воспользовались плодами трудов более древней, не известной нам цивилизации. Так это или нет, но загадки Хал-Сафлиени по-прежнему волнуют ученых, и поток туристов, желающих посетить гипогей, не иссякает. Кстати, фотографировать в гипогее по неясным причинам строго запрещено даже без вспышки.