Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 188
Пользователей: 183
Новых: 5
Звента, sprint22, sunson, Линк, petrovichx
Главная » 2018 » Август » 31 » Новое исследование показало, что этнических шведов не существует
Новое исследование показало, что этнических шведов не существует

Происхождение европейцев – вопрос, который обеспечил работой много поколений ученых, прошлых и будущих. В наше время во многих странах появляются проекты по созданию генетических карт (атласов) древнего населения – как правило, это международные междисциплинарные исследования, рассчитанные на несколько лет.

Дело не только в удовлетворении научного любопытства: сегодня методы исследований развиваются так быстро, что некоторые технологии, применявшиеся всего несколько лет назад, уже считаются неточными и устаревшими. Совместная работа помогает усовершенствовать методы извлечения и анализа ДНК из древних останков, а генетическая информация и результаты изотопного анализа дополняются важнейшими данными: археологическими (место, обстоятельства, культурный контекст находки, обнаруженные рядом артефакты и так далее), палеоклиматическими, геологическими…

Все в выигрыше: междисциплинарные исследования обеспечивают качественное развитие науки и технологий, а полученные результаты зачастую можно назвать полноценным открытием, рассказывающим весьма неожиданные истории из прошлого – например, из прошлого средневековой Швеции.

В Швеции тоже есть свой ATLAS — масштабный проект, объединяющий несколько направлений исследований: «Проект Атлас» (древнее население Швеции), «Атлас Севера» (древнее население Скандинавии) и «1000 древних геномов» (древнее население Евразии), о запуске которого мы рассказывали в материале «Общедоступно и бесплатно: доисторические кости и Столетняя война для всех желающих».

В августе ученые сообщили результаты крупнейшего на сегодняшний день исследования в рамках «местного» Атласа: изучались останки, найденные на территории Швеции. Конкретно – в городке Сигтуна.

Многим нашим читателям это название ни о чем не говорит: современная Сигтуна – тихий живописный городок в 50 км от Стокгольма, с населением меньше 10 тысяч человек. Однако для шведов это историческое место национального значения: Сигтуна – древнейший из городов Швеции, сохранившийся до наших дней. Согласно летописям, он был основан около 980 года, здесь находилась резиденция Олафа Шётконунга, первого христианского короля Швеции.

Развалины церкви св. Олафа (Х век) в Сигтуне. Фото с сайта persresor.persskriverier.se

Древность и историческая «шведскость» Сигтуны – одна из причин, по которым ученые выбрали для исследований именно этот город и останки его древних обитателей. Если требуется выяснить, «откуда есть пошла земля шведская», казалось бы, лучшего места не найти. Но результаты исследований, опубликованные в журнале Current Biology, оказались совершенно неожиданными и перевернули многие представления о Швеции эпохи викингов и распространения христианства.

Археологические изыскания в Сигтуне ведутся уже больше века, за это время было обнаружено несколько древних городских кладбищ и изучено больше 800 захоронений. Важная деталь: город был основан в эпоху викингов, однако со дня основания был христианским. Следовательно, покойных не кремировали, как было принято у язычников, и тысячелетние останки сохранили достаточно материала для современного анализа.

Предыдущие исследователи выяснили много ценной информации о жизни и жителях древней Сигтуны: демография, условия труда и быта, заболевания, особенности питания… Однако генетические и изотопные анализы толком не проводились. Для создания «атласа» средневековой Сигтуны были отобраны останки 38 человек, погребенных на шести разных кладбищах города в X, XI и XII веках и найденных археологами во время раскопок 1983-2008 годов.

Из 38 жителей древней Сигтуны 16 человек удостоились и генетических, и изотопных исследований, еще 8 – только генетических (итого: база данных проекта пополнилась 23 «новыми» геномами), 31 человек (вернее, эмаль их зубов) был проанализирован на содержание стабильных изотопов стронция: если требуется выяснить, где человек провел первые годы жизни – это очень надежный метод, поскольку количество и процентное соотношение этих изотопов напрямую зависит от конкретной местности, ее почвы, воды и растений.

Полученные результаты сильно удивили исследователей: Сигтуна X-XII веков оказалась городом «понаехавших». Обнаруженное генетическое разнообразие превышает и древние, и современные «нормы» для этнических групп центральной и северной Европы. Изотопный анализ показал то же самое: смешение местных и приезжих. Причем это почти в равной степени касалось и мужчин, и женщин.

«Наши данные указывают на социальную систему, лежавшую в основе процесса урбанизации мира викингов, для которых мобильность была неотъемлемой частью культуры и распространялась на всех – как на мужчин, так и на женщин», — пишут исследователи.

Андерс Гётерстрём (Anders Götherström), профессор молекулярной археологии в Стокгольмском университете и ведущий специалист проекта ATLAS, объяснил проще: «Это был скандинавский Шанхай или Лондон эпохи викингов. Любой человек в поисках лучшей жизни, решивший сделать карьеру по церковной или политической линии, для начала переезжал в Сигтуну».

Викинг Х века из экспозиции музея Vikingaliv (Стокгольм). Реконструкция выполнена по данным остеологического и генетического анализа останков, найденных в Сигтуне. Фото: Heidi Vandenbussche / Flickr

Совмещение генетических и изотопных данных показало, что из 38 человек в окрестностях Сигтуны выросли меньше половины. Остальные оказались мигрантами – «региональными» (юг Скандинавии, современные Норвегия и Дания) и приезжими из более далеких мест (современные Британские острова, Украина, Литва, северная Германия и другие регионы центральной Европы, а также Новгород).

«Мы привыкли считать викингов эдакими любителями странствий: легко представить школьные учебники с картами и стрелочками, выходящими из Скандинавии и указывающими на далекие земли вроде современных Турции или Америки. А вот стрелочки, указывающие в обратном направлении, представить уже сложнее», — сказала Майя Кржевиньска (Maja Krzewinska), ведущий автор исследования, для пресс-релиза Стокгольмского университета.

Среди изученных останков мигрантов 44% оказались мужскими, 70% — женскими. Полная интерпретация результатов далека от завершения: генетические и изотопные данные требуется поместить в известный археологический и исторический контекст. Например, в захоронении «женщины из Новгорода» была найдена подвеска из района Ладоги, а в других могилах обнаружили монеты – английские и германские. Выводы генетиков соответствуют археологическим данным. В отсутствие артефактов (а таких захоронений большинство) есть и другие подсказки: например, пятеро из 38 были погребены в «позе эмбриона», что соответствует древнеславянской традиции.

Если картина «переселенцы в поисках лучшей жизни» кажется слишком мирной, это не так: останки трех мужчин, отобранные для генетического исследования, происходят не с обычных городских кладбищ, а из массового захоронения, датированного приблизительно 990 годом (со времени основания Сигтуны прошло всего 10 лет). В могильной яме археологи обнаружили останки по меньшей мере 19 человек – мужчин, женщин и детей – со следами ранений, нанесенных острым предметом. Характер травм говорит о том, что в момент гибели жертвы были безоружны и не способны защитить себя. Один из мужчин определенно был местным – его митохондриальная гаплогруппа J1c2, а состав изотопов стронция соответствуют региону Сигтуны. По двум остальным результаты менее однозначны – возможно, один из трех погибших приехал в Сигтуну издалека.

Одно из открытий, сделанных во время исследования, оказалось первым в своем роде: «Самое интересное – мы смогли выявить представителей второго поколения иммигрантов. Насколько мне известно, такие данные по миграции прежде не встречались», — сообщил Андерс Гетерстрем.

Впрочем, в тексте научной статьи ученые называют это открытие предположением, хоть и весьма обоснованным: геномы двух человек указывают на их «норвежское» и «украинское» происхождение, тогда как состав изотопов стронция типично местный, «шведский». Логично предположить, что родителями этих людей были приезжие, но выросли они в Сигтуне – следовательно, являются вторым поколением иммигрантов.

Космополитизм средневековой Сигтуны эпохи викингов и христиан, впрочем, привлек меньше современного внимания, чем одна ремарка, сделанная Андерсом Гетерстремом в интервью шведскому новостному агентству TT Nyhetsbyrån: «Такого понятия как «этнический швед» не существует».

Видимо, это утверждение, очевидное для генетиков, вызвало массу вопросов и даже некоторое возмущение в менее научных кругах. В блоге проекта ATLAS Андерс Гетерстрем счел необходимым пояснить, что именно он имел в виду: «Более верный, менее локальный и, возможно, менее провокационный способ выразить ту же мысль – сказать, что генетика бесполезна для определения наций, любых наций. За время существования человечества мы нахватали немножко тут, немножко там, из самых разных уголков мира. […] Поэтому понятие национальности должно определяться чем-то другим (это не моя сфера знаний, но предположу, что это законодательство, система управления, традиции и тому подобное), но определенно не генетикой».

Напоследок отметим, что в исследовании останков тысячелетних космополитов из Сигтуны принимали участие специалисты Стокгольмского университета в сотрудничестве с университетом Уппсалы, Ближневосточным техническим университетом Турции, Геологической службой Великобритании и немецким Центром археометрии Курта Энгельхорна. Научная география, достойная викингов.
Категория: Тайны истории | Просмотров: 2748 | Добавил: Maks | Рейтинг: 5.0/| Оценить
да уж ...тайны ,тайны ! Есть тема в инете " до революции 1917 года в Европе жили одни Арии" - статистика вполне достоверная .
Славянские Роды назывались по имени Князя ,потому такое многообразие в названии народов . Теперь ДНК генеалогия раскрывает многие "тайны " - суть которых ложь.

В X-XII веках понятия Украины не существовало в принципе, была Киевская Русь и Великий Новгород... Очнитесь, авторы и перепостившие этот материал...

прям так и звалась* "Киевская Русь"?

хм ? Стоит посмотреть карты средних веков . Там фигурирует Окраинная Тархтария . Термин "УКРАИНА " впервые озвучен в 1914 году в эмигрантской газете ,в США.
Как государство оформлена территория после революции . "Бомбу под разрушение СССР заложил еще Ленин " - президент сказал !!! Можно бы верить .

Aldus..,ещё раз прозвучит оскорбление и ваш аккаунт будет заблокирован!!

Aldus..,vitkon никуда не стучал и не разу не жаловался.., а ваше постоянное хамство в отношение пользователей переходит все границы.., на сайте каждый имеет право на своё мнение..и вы не в праве затыкать кому либо рот..!!

а где анку?

"Викинг Х века из экспозиции музея Vikingaliv (Стокгольм). Реконструкция выполнена по данным остеологического и генетического анализа останков, найденных в Сигтуне."
Где?

Представляю, если вот так Москву разроют когда-нибудь. Этнических русских не существует...
-"оказалась городом «понаехавших»
-"Любой человек в поисках лучшей жизни, решивший сделать карьеру по церковной или политической линии, для начала переезжал в ....».

А кто существует?

Malipas привет. Друг, имеется в виду с территории современной Украины,а как ещё обозначить место? Конечно можно было бы например с территории закарпатья или с Поднепровья ,это конечно информативней было бы. Квантик ,конечно генетических русских не существует ,генетика понятие материальное,а русскость-духовное. Именно русский дух превращает на моих глазах многих переселенцев в полноценных русских ,например турки месхетинцы в третьем поколении в нашем районе это уже русские ,причем сохраняющие черты (как например трезвость и любовь к домашним животным) которые некоторые русские утратили. Оболванивающие мифы об этнической чистоте и белокурых красавицах это попытки убить русский дух . Знаменитая Роксолана на средневековых миниатюрах это не белокурая красавица из турецкого сериала великолепный век ,а скорее Лолита Милявская,ну и что? Это не умаляет достоинств ни того ни другого типа красоты.

anku, согласна. у нас армяне, которые давно живут здесь орут друг на друга:" Паслющай, ты чего припарковался как армян?!" biggrin

Был у меня одно время начальник, наверное могу назвать его другом, Аскер Алимович звали, давно это было. Прикол у него любимый был, имитируя акцент, иногда не имитируя, "ты что, не русский?" smile Когда я чего то не догонял:)

Если кому-то интересно как всеже выглядели первоначальные носители славянского языка ,который надо сказать звучал довольно резко для современного русского уха ,ну три согласных подряд например, и выглядели они резко ,как принц Филипп,муж английской королевы или как артист басов или как актриса Екатерина Васильева.,т.е. не титульная внешность

вот сам и настучал! biggrin

интересно, с чего такая ненависть к левашову?
что в нашем мире не бредни?

malipas, прочитала..."бренди" и обрадовалась поначалу. biggrin

kvantic,все делятся на русских,нерусских и армян.

А бредом виткона является тартхария,ведь не так а Татария и татарский пролив поэтому. Само слово происходит от тать-вор,родственные слова с этим смыслом есть в древнеирландском ,греческом,дорийском(татао) .я думаю никуда великая Татария не пропала и нескоро пропадет.

Гигантское инопланетное насекомое залетело в дом к...
Современные технологии помогли прочесть «записки д...
На пляже Новой Зеландии нашли желейного монстра
Глобальная катастрофа неизбежна
10 удивительных космических снимков

2. Помогите привлечь к ответственности мерзавцев!

3. Признаки конца времён.

4. Информация