Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 60
Пользователей: 56
Новых: 4
sega, Алан, l7yzo, validol
Главная » 2019 » Апрель » 7 » Перемена климата заставила древних людей голодать и поедать друг друга
Перемена климата заставила древних людей голодать и поедать друг друга

Изменение климата происходило в истории Земли неоднократно. Древние люди жили во времена ледниковых эпох и межледниковых температурных оптимумов, приспосабливаясь к переменам в окружающей среде. Французские исследователи пришли к выводу, что глобальное потепление, наступившее более сотни тысяч лет назад, заставило неандертальцев практиковать каннибализм. «Лента.ру» рассказывает о статье, опубликованной французскими учеными в Journal of Archaeological Science.

Нежеланная весна

Около 130 тысяч лет назад ледниковая эпоха сменилась очередным межледниковьем, называемым микулинским. В то время климат был теплее на два градуса Цельсия, а уровень моря на 6-9 метров выше, чем в настоящее время. Привыкшие к холодам неандертальцы вынуждены были адаптироваться к новым условиям. Однако ученым мало известно о том, как глобальное потепление отразилось на жизни палеоантропов — все из-за недостаточного количества найденных окаменелостей, орудий труда и других следов древних людей, датированных тем временем.

Немногочисленные места раскопок, которые позволяют заглянуть в межледниковую эпоху, спорадически разбросаны по всей Западной Европе, а в Британии и вовсе отсутствуют. Некоторые авторы связывают такой дефицит с повышением уровня моря, а другие считают, что условия для жизни неандертальцев были в целом неблагоприятными.

Останки животных, найденных на доисторических стоянках, датированных микулинским межледниковьем
Изображение: sciencedirect.com

Переход от ледниковой эпохи к интергляциалу (межледниковому периоду) сопровождался значительной перестройкой экосистем и миграцией животных и растений по всей Европе. В археологических слоях этого времени встречаются останки видов, адаптированных к умеренному климату, в том числе олень (Cervus elaphus), лань (Dama sp.), косуля (Capreolus capreolus), гигантский олень (Megaloceros giganteus), прямобивневый лесной слон, узконосый носорог (Stephanorhinus hemitoechus), гималайский медведь (Ursus thibetanus) и другие хищники. Во время потепления на север ушли северный олень (Rangifer tarandus), шерстистые мамонты (Mammuthus primigenius), копытные лемминги (Dicrostonyx torquatus) и лесная мышовка (Sicista betulina). Почти весь континент покрылся густым лиственным лесом, климат стал более сухим, и такие условия простирались намного дальше на север, чем в настоящее время.

Страшная находка

На севере Германии обнаружено сразу несколько доисторических стоянок, датированных микулинским межледниковьем. Так, в Лерингене было найдено хорошо сохранившееся деревянное копье, лежащее рядом с останками лесного слона (Palaeoloxodon antiquus). Большинство стоянок расположено в местах, которые ранее находились под скандинавским ледяным щитом. Находки свидетельствуют о том, что во время климатического оптимума эти территории были оккупированы теплолюбивыми видами животных. Другие стоянки располагаются в Хорватии, Испании, Италии и Франции. Одна из них — французская пещера Баум Мула-Герси — оказалась под пристальным вниманием ученых. Сделанные в ней находки позволили исследователям узнать о мрачных страницах в истории древних людей.

Баум Мула-Герси
Фото: sciencedirect.com

Баум Мула-Герси находится на юго-востоке Франции, вблизи коммуны Суайон, между Альпами и Центральным массивом, на западном берегу реки Рона. Отложения в пещере толщиной восемь метров стратиграфически разделены на 19 слоев. Слой XV толщиной 40 сантиметров содержит кости и древесный уголь, что позволило провести реконструкцию природной среды и ландшафтов, на которых в условиях теплого климата жили неандертальцы. Здесь же были найдены останки древних людей со следами освежевания.

То, что древние люди доходили до каннибализма, было известно и раньше, однако причины этого до сих пор обсуждаются учеными. В новой научной работе отстаивается точка зрения, согласно которой каннибализм был вынужденной мерой в ответ на изменение окружающей среды. А сам теплый климат значительно уменьшил популяцию палеоантропов.

Обглоданные кости

Случаи каннибализма среди древних людей определяются по повреждениям на человеческих останках, сходным со следами на костях животных, которых употребляли в пищу. Эти повреждения остаются после освежевания, разделки мяса, вылущения суставов и извлечения костного мозга. Если человеческие кости с подобными следами смешаны с останками животных и орудиями труда, применявшимися для разделки добычи, то ученые однозначно интерпретируют такую находку как доказательство каннибализма.

Реконструкция захоронения неандертальца в Дарвиновском музее
Фото: Wikipedia

В слое XV ученые нашли 120 костей, принадлежавших шести неандертальцам (двое взрослых, двое подростков и двое детей), которые, по всей видимости, были съедены своими соплеменниками. Исследователи не выявили повреждения, нанесенные хищниками или процессом выветривания. Порезы встречаются у 50 процентов останков, также видны следы ударов на черепах, длинных и других костях взрослых и детей. Тела жертв были полностью расчленены.

Различные исследователи выдвигали свои гипотезы, объясняющие каннибализм. Например, неандертальцы могли употреблять в пищу умерших членов своей группы, убитых чужаков или просто пытались выжить.

Не от хорошей жизни

Последнюю версию подтверждают следующие факты. Во-первых, каннибализм у неандертальцев не практиковался широко. У большинства доисторических стоянок в Европе, где были найдены неандертальцы, отсутствовали следы каннибализма. Палеоантропы просто закапывали тела умерших родственников. Во-вторых, каннибализм встречается исключительно у тех неандертальцев, что жили в теплом климате. Подавляющее большинство палеоантропов (90 процентов) жили в холодном климате и не практиковали употребление в пищу представителей своего вида. В-третьих, результаты раскопок показывают, что неандертальцы покинули большую часть Европы из-за дефицита природных ресурсов. Оставшиеся неандертальцы плохо размножались, чем объясняется небольшое число стоянок, датированных межледниковьем.

Реконструкция внешнего облика неандертальцев
Фото: Laurent Cipriani / AP

Неандертальцы были на вершине пищевой цепи и употребляли в основном жир и мясо. Плотное телосложение и мышечная масса требовали большое количество энергии при высокой активности. Мужчины должны были потреблять 3500-5000 килокалорий в день, что превышает среднюю норму для охотников-собирателей современного типа. Поэтому неандертальцы сильно зависели от наличия крупных травоядных и страдали от недостатка животного белка в условиях теплого климата. В этой ситуации каннибализм мог рассматриваться как резонный способ справиться с голодом.

Анализ зубов неандертальцев продемонстрировал дефекты в развитии эмали. Это свидетельствует о том, что люди древности могли переживать длительные периоды физиологического стресса, такого как болезни и сильный голод.

Неандертальцы, скорее всего, не убивали детей, женщин и стариков ради пропитания. На других стоянках, где отсутствуют следы каннибализма, были также найдены останки молодых и старых представителей Homo neanderthalensis, умерших от естественных причин. Поэтому можно предположить, что палеоантропы, страдающие от голода, поедали уже мертвых соплеменников.
Категория: Тайны истории | Просмотров: 1024 | Добавил: Maks | Рейтинг: 0.0/| Оценить |Источник:https://lenta.ru/
1 xofmann12
а может краманьонцы их съели ?

Человечество никогда не пребывало внутри пищевой цепи. Крестьянин разводит растения и животных, то есть человечество создаёт свою пищевую цепь. Если человечество перестанет производить себе продовольствие, оно быстро покончит с биосферой. Древних косили болезни и войны. А случаи каннибализма присущи не только древним.

3 dloca
заголовок прикольный, статью даже не читал - бред. Климат тут не причем, как начали есть людей так и до сих пор не могут остановиться.

4 н-Стожар
Богемская роща США ,псевдоэлитка ломает барьер на поедание себяподобных в подражании внепланетной репты и зомби(оно конечно по другому зовется и к вуду отношения не имеет,но на вид 1в раз ).иии .в тулуне на окраине ,на трассе м60 ,стояла кафешка,где проституток,вышедших в нерентабл или замученных неадекватной богатой,скармливали.однажды ,наконец-то они кого-то ни того на суп построгали.два хозяина из юго-западной Азии сразу свинтили к себе,подружка жены там рядом квартиру имеет,потому знаю историю,а сколько мы не знаем подобных?.а кафешку сожгли нипонятно кто! Или Миша вурдалак,первый долларовый миллиардер ,заработавший на фертильной косметике вРФ. Клиенты,ну ооочень богатые,требуют продукт чистой генетики!когда такие тетки попадают рожать в его клиники"мать и дитя" им рассказывают сказки про их мутантов и что роды протипоказаны,мол сдохнут,а когда те ,отказываясь от разрезов и изьятий рожают здоровых и нормальных,разводят руками мол ошибка вышла!.конечно ошибка,15тыщ долларов на первом уровне(мясорубочном)не срубили.помню русбоевец в Африке путешествовал и толи " вокруг света",толи в нэшнл географии читал его описания.таки вот,он был в племенах где жрали белых католических миссионеров.его заключение-жрут не с голодухи,а чтобы боялись!страшно енто быть сожранным,зулусы этим грешили слегонца!их все бояться в районах от ЮАР и выше!в Иркутске мужика лет двадцать назад закрыли,портил трупы в морге,лишая частей тела при поедании,поймали случайно!фильм есть про лайнер в горах,там медальки не дали героически выжившим ибо ели тех,кто не смог и помер!весть бомонд,дерьмовой морали и психики,сидит на омолаживающих иньекциях,оно же выжимки из абортируемых младенцев,причём там ампулы класса а,- генетически здоровые и класс е- че попало!.крысы ,как только обнаруживают крысинного короля кричат особым криком.потом там их нет,пока память не обрушится у крысообщества,обычно три месяца.у людей нет такой защиты!у нас жрушего человечину максимум по ауре или своему страху почувствуешь. в Н

раше есть маньяк, его сажают в дурку,потом выпускает,он ест людей за которых никто не впрягается.потом ,ошибшись,съест за которого дело заводят,и снова в дырку на два года...- знаменитый людоед!много съел,но он со справкой!

5 н-Стожар
Тупой гугл ,как всегда всякую фигню наподставлял,я звивиняюсь и пардонюсь за тупых мерикосов,считающих себя интеллектом!

6 sega