Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 158
Пользователей: 152
Новых: 6
kojo, Daara, filevserg, Arwis, Eternal_change, sega
Главная » 2019 » Май » 1 » Ученые изучают ископаемые организмы жившие в Якутии миллионы лет назад
Ученые изучают ископаемые организмы жившие в Якутии миллионы лет назад

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН собирают палеонтологический материал в отдаленных районах Якутии. Изучая этот материал, специалисты делают выводы о том, в каких условиях существовали древние морские организмы.

О проведенных исследованиях рассказывает научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН Владимир Игоревич Рогов.

Где ученые вели работы?

В прошлом полевом сезоне возглавляемая Владимиром Роговым экспедиция провела комплексные исследования в Якутии, на юго-западе от дельты Лены. Ученые ИНГГ СО РАН сплавились по реке Хорбусуонке – это правый приток реки Оленек. В группу вошли специалисты в области нескольких наук о Земле – палеонтологи, стратиграфы, геохимики, литологи и петрографы. Таким образом, экспедиция получилась комплексной – сотрудники Института отбирали не только остатки древних организмов, но также изучали вулканические образования и проводили литолого-стратиграфические и геохимические исследования.

Ученые прошли по реке Хорбусуонке около 60 километров, останавливаясь в ключевых точках маршрута, чтобы отобрать представительные и информативные образцы горных пород.

В процессе работы на фоссилиеносной поверности хатыспытской свиты

– В районе реки Хорбусуонки находятся уникальные докембрийские геологические разрезы, которые являются одними из ключевых разрезов венда Сибири, – говорит Владимир Рогов. – Они практически не зарастают мхами и отличаются прекрасной обнаженностью пород. Так, в изучаемой нами хатыспытской свите обнаружено местонахождение ископаемых эдиакарских организмов с уникальной сохранностью мягких тканей, что представляет собой редкий случай фоссилизации эдиакарских мягкотелых организмов в карбонатных породах.

Породы, которые исследовали ученые, образовались более 500 миллионов лет назад – во время эдиакария и начала кембрия. Сотрудники ИНГГ СО РАН намерены выяснить, какие экологические и биологические перестройки происходили на Земле в то время.

Верхи хатыспытской свиты

Для чего необходимы эти исследования?

Изучая эталонные разрезы, специалисты решают сразу несколько фундаментальных научных задач. Кроме решения фундаментальных проблем изучения и освоения Российского сектора Арктики, исследователи пытаются установить закономерности формирования осадочных бассейнов, совершенствовать периодизацию истории Земли и разобраться в эволюции органического мира на самом крупном в истории биосферы рубеже.

На границе венда и кембрия произошла замена менее продуктивных прокариотических первичных продуцентов на более эффективные, эукариотические, был запущен механизм биоперемешивания осадка роющими животными, появился зоопланктон и фитопланктон, и все это должно было отразиться на составе захороненного органического вещества, круговороте углерода и других элементов, окислительно-восстановительных обстановках, балансе и перераспределении осадка в бассейне. Без учета биологического фактора геологические построения могут оказаться неполноценными и даже ошибочными.

По словам Владимира Рогова, изучение новых образцов может привести к сенсационным результатам, достойным публикации в престижных научных журналах.

Лабораторные исследования

Сейчас отобранные на реке Хорбусуонке материалы находятся в лабораториях Института – ученые скрупулезно работают с образцами, применяя различные новейшие методы. В частности, методику нежного препарирования, которая позволяет бережно отделять раковинные организмы от фрагментов породы.

Для этого специалисты помещают образец в буферный раствор уксусной кислоты, благодаря чему раковины медленно отделяются от породы. Иногда на этот процесс уходит несколько лет. Как только ископаемые останки полностью подготавливаются к исследованию, сотрудники Института изучают их под микроскопом.

Кроме этого, в лабораторных условиях проводилось изучение зависимости состава биомаркеров захороненного органического вещества от условий и обстановок осадконакопления.

Отпечаток органа прикрепления мягкотелого организма

Планы на новый полевой сезон

Район проведения исследований является труднодоступным, и выезд туда требует больших финансовых затрат. До прошлогодней экспедиции ученым Института последний раз удалось поработать на реке Хорбусуонке лишь в 2010 году.

Владимир Рогов не исключает, что в 2019 году у него и его коллег будет возможность провести еще одну экспедицию на эти разрезы. В этом случае сотрудники лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия объединятся с коллегами из лаборатории геодинамики и палеомагнетизма ИНГГ СО РАН и специалистами  ГГФ НГУ.

Обнажение туркутской свиты

Исследования проводились при поддержке грантов National Geographic (NGS-372R-18), РФФИ (18-05-70110) и РНФ (17-17-01241).

Текст к публикации подготовил
пресс-секретарь ИНГГ СО РАН
Павел Красин​​​​​​

Иллюстрации предоставлены В.И. Роговым

Категория: Наука | Просмотров: 310 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 0.0/| Оценить
В то время в Якутии не было зимы.
Но археология пытается делать выводы по останкам, которые смогли сохраниться млн лет. И по останкам, которые случайно обнаружили. Субъективные выводы.

Рекордная жара на юге Европейской России