Вход / Регистрация
22.11.2024, 23:12
Какие тайны скрывает комплекс Шах-Фазиль
В названии этой местности уже есть что-то завораживающее и интригующее. Во всяком случае, у меня были именно такие чувства, когда я впервые услышала про «Сафед Булан». Сразу оговорюсь, попасть туда достаточно сложно. Если ехать из столицы, это почти 10 часов дороги. Причем путь не всегда идеально ровный, есть бездорожье. Приехать надо на юг Кыргызстана, в Джалал-Абадскую область, это приграничная зона с Узбекистаном. Здесь и расположился тот таинственный участок земли, в названии которого звучат непривычные для кыргызского языка фарси-мотивы – «Сафед Булан» – «Белая Булан». Кто она и почему ее именем названо село? Считается, что именно отсюда и началось распространение ислама по всей Центральной Азии, это было еще в VII веке. Легенд о молодой девушке по имени «Сафед Булан» очень много. И все они переплетаются с историей тех времен.
«Мои бабушка и дедушка рассказывали, что это священное место, потому что многие великие пророки похоронены здесь. Здесь есть могилы их, поэтому здесь получаешь силу и энергию, когда молишься и читаешь Куран», – рассказала местная жительница Нарвусь Жетигерова.
Сафед Булан была служанкой предводителя арабов – шаха Джарира. А он, согласно преданию, считался внуком пророка Мухаммеда. Арабские войска именно под его руководством и пришли в Центральную Азию, чтобы распространить новую для этих мест религию.
«Пришло около 12 тысяч воинов. К людям были направлены специальные послы, чтобы они приняли ислам добровольно. Население этого района тогда исповедовало зороастризм. У местного акима не было военных сил для сопротивления, поэтому они приняли религию. Но, как оказалось потом, мусульманами народ стал только на словах», – объяснил ведущий специалист по туризму Азим Касымов.
А на самом деле, как повествуют легенды, местные жители начали втайне собирать армию из мужчин, живущих в соседних районах. Чтобы войти в доверие, аким выдал свою единственную дочь Убайду за главного предводителя арабов. Когда отряды добровольцев были собраны, оставалось только одно – понять, когда лучше напасть. И они решили сделать это во время намаза, когда у мужчин нет при себе оружия и охраны, когда все погружаются в чтение намаза.
«Мои бабушка и дедушка рассказывали, что это священное место, потому что многие великие пророки похоронены здесь. Здесь есть могилы их, поэтому здесь получаешь силу и энергию, когда молишься и читаешь Куран», – рассказала местная жительница Нарвусь Жетигерова.
Сафед Булан была служанкой предводителя арабов – шаха Джарира. А он, согласно преданию, считался внуком пророка Мухаммеда. Арабские войска именно под его руководством и пришли в Центральную Азию, чтобы распространить новую для этих мест религию.
«Пришло около 12 тысяч воинов. К людям были направлены специальные послы, чтобы они приняли ислам добровольно. Население этого района тогда исповедовало зороастризм. У местного акима не было военных сил для сопротивления, поэтому они приняли религию. Но, как оказалось потом, мусульманами народ стал только на словах», – объяснил ведущий специалист по туризму Азим Касымов.
А на самом деле, как повествуют легенды, местные жители начали втайне собирать армию из мужчин, живущих в соседних районах. Чтобы войти в доверие, аким выдал свою единственную дочь Убайду за главного предводителя арабов. Когда отряды добровольцев были собраны, оставалось только одно – понять, когда лучше напасть. И они решили сделать это во время намаза, когда у мужчин нет при себе оружия и охраны, когда все погружаются в чтение намаза.
Дождавшись, когда арабы предадутся коллективной молитве, вооруженные отряды заговорщиков ворвались на территорию мечети. Их было очень много. Они напали на безоружных арабов и умертвили многих, отрубив им головы. В этой кровавой расправе погибли 2772 мусульманина. Местным жителям под страхом смерти запретили их хоронить.
У шаха Джарира была верная служанка – темнокожая двенадцатилетняя девушка-негритянка по имени Булан. Она не побоялась гонений со стороны язычников, которые запрещали подходить к убитым, и везде искала своего хозяина. Ей пришлось носить найденные окровавленные головы арабских миссионеров к роднику и возле огромного камня обмывать их. Легенда гласит, что, пока она перемывала все головы, от пережитого ужаса и страха ее волосы и кожа стали белыми. Поэтому ее и прозвали Сафед Булан.
С тех пор прошло уже больше десяти веков, а она так и осталась символом смелости в здешних краях. Вскоре после трагедии девочка умерла. Ее похоронили рядом с тем местом, где она омывала головы. Позже в ее честь возвели скромный кумбез. Правда, входить в него могут только женщины, потому что девочка умерла незамужней. Когда заходишь внутрь, могилу видно не сразу. Она специально прикрыта ширмой, чтобы с улицы на нее не могли посмотреть.
У шаха Джарира была верная служанка – темнокожая двенадцатилетняя девушка-негритянка по имени Булан. Она не побоялась гонений со стороны язычников, которые запрещали подходить к убитым, и везде искала своего хозяина. Ей пришлось носить найденные окровавленные головы арабских миссионеров к роднику и возле огромного камня обмывать их. Легенда гласит, что, пока она перемывала все головы, от пережитого ужаса и страха ее волосы и кожа стали белыми. Поэтому ее и прозвали Сафед Булан.
С тех пор прошло уже больше десяти веков, а она так и осталась символом смелости в здешних краях. Вскоре после трагедии девочка умерла. Ее похоронили рядом с тем местом, где она омывала головы. Позже в ее честь возвели скромный кумбез. Правда, входить в него могут только женщины, потому что девочка умерла незамужней. Когда заходишь внутрь, могилу видно не сразу. Она специально прикрыта ширмой, чтобы с улицы на нее не могли посмотреть.
Но после смерти Сафед Булан история не закончилась. Шаха Джарира среди убитых девушка не нашла, потому что ему удалось спастись. Когда он со своими подчиненными увидел ворвавшихся вооруженных людей, то через потайную дверь, которая была в стене мечети, они выбрались на улицу, где с лошадьми ждала Убайда. Она хорошо знала окрестности, поэтому легко вывела мужа за город и они вернулись на его родину, на территорию нынешнего Узбекистана. Там у шаха Джарира и Убайды родился сын, которого назвали Сайф. Когда мальчик вырос, он решил продолжить дело отца спустя 40 после трагедии. Он вновь отправился в Среднюю Азию.
Приказ местного правителя не хоронить трупы убитых арабов еще действовал. Сайф приказал похоронить собратьев, а рядом с местом побоища была построена мечеть, которая получила название Кыргын-Мачет («кыргын» – «резня», «бойня», «мечит» – «мечеть»). Все виновники трагедии были наказаны. Огромный курган, где покоятся почти три тысячи тел убитых арабов, до сих про так и возвышается рядом с мечетью.
«Тогда же к новому предводителю арабов пришло понимание, что религия, навязанная насильно, не будет принята людьми с душой. А такие мирные средства, как торговля, миссионерские проповеди, экономические меры, принесут гораздо больше пользы», – рассказал Касымов.
И стали вводиться новые правила. Народ, который принимал ислам, освобождался от оплаты подушевого налога. Кто ходил на пятничную молитву – получал две монеты. Поощрялась караванная торговля. И так постепенно почти во всех городах по караванным маршрутам начали появляться мечети, которые обслуживали купцов и миссионеров.
Из исторических источников известно, что Сайф правил этой местностью 16 лет и получил прозвище шах Фазиль, что означало «справедливый шах». Но во время одного из пиров он был отравлен и умер мучительной смертью. Об этом говорится в эпитафии, выбитой на могильных камнях-кайраках.
Предания гласят, что именно в память о любимом шахе над его могилой и был построен этот мавзолей, который назвали Шах-Фазиль. И построен он был рядом с тем самым местом, где ранее была захоронена Сафед Булан – это была просьба правителя. Внутри мавзолея, на верхнем поясе купола, нанесена надпись: «Это обитель доблестного мужа по имени Сайф-и Давлат-и Маликан, который был великодушным человеком и за это приобрел славное имя».
Сегодня это место притягивает к себе не только паломников, но и историков с архитекторами. Они стараются изучить каждую трещину и кирпичик всех этих сооружений, построенных в XI веке. Ведь время, о котором идет речь, называется эпохой Караханидов. Сооружений той эпохи на территории республики нет так уж и много. А для Кыргызстана это был период расцвета градостроительства и архитектуры.
«Орнаменты Шах-Фазиля – своеобразная энциклопедия орнаментов Средней Азии. Это говорит о том, какое там их разнообразие. Но не просто разнообразие, а все сделано в высочайшей технике резьбы. Это строительное архитектурное искусство. Некоторые орнаменты, их построения – очень сложные. Чтобы их сделать, были использованы достижения геометрии и математики того периода», – пояснил директор НИПИ «Кыргызреставрация» при Минкультуры КР Джумамедель Иманкулов.
В прошлом году это место посетила и одна из известнейших археологов Кыргызстана – Любовь Ведутова. По словам женщины, до этого она только читала о комплексе. Приехав на место, изучила Шах-Фазиль досконально.
«Меня что-то все беспокоило несколько лет, и я только года через два поняла, что это не мавзолей. Тогда что это? Явно не жилище. Дело в том, что мавзолей, если взять любые мавзолеи среднеазиатские, иранские – мы видим, что в экстерьере вход украшается надписями на арабском языке, из Корана. Но внутри мавзолей никогда не украшался, это место покойного», – отметила археолог.
Утверждать того, что не доказано фактами, ученые не могут. Поэтому пока есть только некоторые догадки. Например, та, что мавзолей изначально мог строиться не как мавзолей, а как обитель суфиев. Это представители течения в исламе, которые проповедовали аскетизм и повышенную духовность. Обычно они селились за пределами города, и к ним всегда за советом обращались правители. Для ученых лучший способ проверить подлинность своих догадок – провести вскрытие могилы. По результатам станет сразу понятно, к какому периоду относится захоронение, и есть ли оно там вообще. Но местные жители скорее будут против, потому что они много столетий считают это место святым.
«Меня что-то все беспокоило несколько лет, и я только года через два поняла, что это не мавзолей. Тогда что это? Явно не жилище. Дело в том, что мавзолей, если взять любые мавзолеи среднеазиатские, иранские – мы видим, что в экстерьере вход украшается надписями на арабском языке, из Корана. Но внутри мавзолей никогда не украшался, это место покойного», – отметила археолог.
Утверждать того, что не доказано фактами, ученые не могут. Поэтому пока есть только некоторые догадки. Например, та, что мавзолей изначально мог строиться не как мавзолей, а как обитель суфиев. Это представители течения в исламе, которые проповедовали аскетизм и повышенную духовность. Обычно они селились за пределами города, и к ним всегда за советом обращались правители. Для ученых лучший способ проверить подлинность своих догадок – провести вскрытие могилы. По результатам станет сразу понятно, к какому периоду относится захоронение, и есть ли оно там вообще. Но местные жители скорее будут против, потому что они много столетий считают это место святым.
А тем временем исторический комплекс нуждается в очередной реконструкции. На его территории не прекращаются ремонтные работы. Они начались еще в 80-х годах прошлого века. По мере поступления денег восстанавливались и ремонтировались стены и крыша мавзолея.
Высота мавзолея – 15 метров. Семь метров – ширина внутренней части, а длина внешней стороны – 11,5 метров. Общая площадь – 130 квадратных метров. Пока одно приводится в порядок, время рушит другое. Работы внутри так и остались незавершенными. Строительные леса не убраны. Уникальной и подлинной резьбы на стенах осталось только 30%. Комплекс стоит в листе ожидания ЮНЕСКО на включение его в список всемирного наследия.
 
Источник: https://mir24.tv