/ Новости сайта / Медицина и здоровье / Может ли стресс продлевать жизнь
07.12.2019

Может ли стресс продлевать жизнь

Оценка: 0.0    725 0 Медицина и здоровье

Принято считать, что стресс — это крайне опасное состояние, с которым непременно надо бороться. Стоит заметить, что все немного сложнее. Стресс — это по сути своей приспособительная реакция, которая позволяет нам мобилизировать силы нашего организма в опасной (стрессовой) ситуации. Конечно, если постоянно испытывать стресс, то наши внутренние запасы просто истощатся и тогда со здоровьем начнутся проблемы. Как и в большинстве случаев, если мы говорим о стрессе, то важен баланс. Но может ли стресс быть полезным настолько, чтобы продлевать жизнь? Исследователи из Мичиганского университета уверены, что да.

В чем польза стресса

Как сообщает портал Science Daily, группа ученых из США обнаружила, что стресс, испытываемый в раннем возрасте, повышает последующую устойчивость к стрессу в пожилом возрасте, что не снижает тем самым его негативное воздействие на организм. В данном исследовании эксперты сконцентрировались на том моменте, что в процессе стрессовых реакций в клетках накапливается слишком много свободных радикалов. Свободные радикалы — это элементы, повреждающие ДНК и другие внутренние структуры клеток, что вызывает их видоизменение и считается одной из причин старения на клеточном уровне.

Но наш организм не глупый и у него есть методы по борьбе со свободными радикалами. Однако когда клетки производят больше окислителей и свободных радикалов, чем то количество, с которым они могут справиться, тогда и начинается вредное воздействие. Изучая вид круглых червей под названием Caenorhabditis elegans, американские ученые Урсула Якоб и Дафна Базопулу обнаружили, что черви, которые производили больше свободных радикалов из-за стресса в молодом возрасте, жили дольше, чем черви, которые не испытывали стрессовых ситуаций.

Исследователи уже давно задаются вопросом, что определяет изменчивость продолжительности жизни, Одна часть — это генетика: если ваши родители живут долго, то и у вас есть хороший шанс прожить дольше. А вот другая часть, как считается — это окружающая вас среда. Но это не совсем так. — говорят ученые.

Отсортировав тысячи личинок круглых червей, ученые начали их выращивать, разделив на несколько групп по уровню стресса. От тех, кто жил в «тепличных условиях» до особей, которые постоянно подвергались различным «испытаниям». Авторы выявили важнейшее различие между ними — концентрацию модификатора гистонов. Это соединение чувствительно к свободным радикалам, возникающим при стрессе, а его уровень, заложенный на личиночной стадии, сохраняется на всю жизнь. И оно защищает организм от стресса. Чем его больше, тем устойчивей организм. А как вы считаете: полезен ли стресс? Напишите об этом в нашем чате в Телеграм.

Если бы продолжительность жизни определялась исключительно генами и окружающей средой, мы ожидали бы, что генетически идентичные организмы, выращенные в одинаковых условиях, умрут примерно в одно и то же время, но этого совсем не происходит. Некоторые черви живут только три дня, в то время как другие — 20 дней. Тогда возникает вопрос: что же, помимо генетики и окружающей среды, является причиной такой большой разницы в продолжительности жизни?

Когда исследователи подвергли всю популяцию молодых червей воздействию стрессовых факторов, средняя продолжительность жизни всей популяции значительно увеличилась. Конечно, данные этого исследования нельзя стопроцентно «перекладывать» на людей и необходимы дополнительные изыскания в данной области (чем ученые и планируют заняться). Однако же уже давно выдвигались предположения о положительном влиянии стресса на продолжительность жизни. И кажется, что у гипотезы находятся первые подтверждения.

Источник:  https://hi-news.ru/