/ Новости сайта / Космос / Ученые обнаружили скрытый кратер древнего столкновения с астероидом в Южном Лаосе
08.12.2023

Группа ученых-планетологов недавно обнаружила убедительные доказательства, которые, по их мнению, указывают на место падения астероида, произошедшего на Земле примерно 789 000 лет назад. Несмотря на широкое распространение доказательств относительно размера и времени этого события, потребовалось немало времени, чтобы точно определить вероятный кратер, расположенный на юге Лаоса.

Последствия этого внеземного столкновения видны в Юго-Восточной Азии и даже в Австралии. В этом регионе разбросаны тектиты - черные стеклообразные камни, образовавшиеся при столкновении астероида с Землей. Эти тектиты, возраст которых совпадает с возрастом столкновения, представляют собой крупнейший осколочный слой, образовавшийся в результате внеземного удара. Их можно обнаружить вплоть до Мадагаскара и Антарктиды.

Хотя более крупные брызги могли образоваться в результате более древних и более значительных столкновений, таких как столкновение, в результате которого образовался кратер Чиксулуб, геологические процессы со временем затушевали эти свидетельства. Однако австралийское поле, состоящее из тектитов, образовавшихся в результате вышеупомянутого столкновения, все еще видно во многих местах. Это поле свидетельствует о присутствии удара, который, вероятно, был самым крупным после Жаманшинского события.

Чтобы разбросать тектиты по такой огромной территории, удар должен был создать значительный кратер. Однако до сих пор очевидный кратер не был обнаружен. Ученые искали его десятилетиями и постепенно сузили круг поисков до плато Болавен на юге Лаоса.

Сочетание геологических условий, густых тропических лесов и изолированности региона, вероятно, способствовало долгому сокрытию местонахождения кратера. Профессор Керри Сиех из Наньянского технологического университета, возглавлявший исследовательскую группу, отметил, что "неразорвавшиеся боеприпасы препятствовали проведению полевых работ в течение десятилетий" после войн, которые велись в этом регионе. В то время как геологи обычно с энтузиазмом исследуют извержения вулканов, наличие остатков бомб и наземных мин представляет собой совсем другой набор проблем.

Однако некоторые тайны не могут оставаться скрытыми вечно. Еще в 1983 году исследователи заметили гравийную залежь, расположенную чуть ниже тектитов во Вьетнаме. Предполагалось, что слой пылеватого материала, известного как "катастрофическое отсутствие", упал с неба после выброса в результате столкновения. Используя эти подсказки, Сиех и его коллеги сфокусировали свое исследование и в конечном итоге определили местонахождение на основе слоя пород размером от гальки до валунов, названного диамиктоном Болавен. Они считают, что этот диамиктон образовался, когда древний песчаник и базальтовая лава были раздроблены и подняты в воздух силой удара.

Хотя идея о том, что кратер находится в вулканическом поле Болавен, высказывалась и ранее, доказательства не были достаточно убедительными, чтобы убедить всех геологов.

Пытаясь переубедить скептиков, команда представила пять отдельных наборов данных, которые сходятся в одном месте. Эти наборы данных служат дополнительным подтверждением их выводов и подкрепляют их аргументы в пользу идентификации скрытого кратера.

Открытие этого долгожданного ударного кратера в южном Лаосе не только проливает свет на важное событие в истории Земли, но и подчеркивает трудности, с которыми сталкиваются ученые при раскрытии таких скрытых тайн. Самоотверженность и настойчивость исследовательской группы наконец-то приблизили нас к пониманию всех масштабов древних столкновений нашей планеты с небесными телами.