/ Новости сайта / Происшествия / Первоочередную опасность представляют околоземные астероиды и кометы - ведущий научный сотрудник РАН Натан ЭЙСМОНТ
07.03.2013

Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт рассказал ИТАР-ТАСС об опасностях, грозящих нам из космоса, и о том, как можно от них защитится, а также о космическом «госте», который может «посетить» Землю во второй половине следующего века.

- Совсем недавно Челябинская область России стала известна на весь мир из-за падения метеорита. Причем его не отследили до входа в атмосферу, все случилось неожиданно. В этой связи: какой объем космического пространства могут мониторить современные средства космического наблюдения Земли?

- Все зависит от того, сколько времени у нас есть в наличии. Если времени достаточно, то, фактически, мы можем мониторить все небо. Потому что наземные станции, это в основном телескопы, находятся повсюду, и даже если в одном месте нет систем наблюдения, то за счет вращения Земли можно просмотреть все. Но если речь идет о внезапно появившемся объекте, как челябинский метеорит, то есть о таком, который не был обнаружен раньше на большом расстоянии, то тогда, конечно, существующая сегодня система наземных телескопов помочь не может.

Заранее челябинский метеорит не был обнаружен, потому что это малый объект. Чем меньше по размеру астероиды, тем их больше и тем труднее их обнаруживать. А если речь идет о том, чтобы их увидеть, когда они уже подлетают к Земле, то нужно иметь в виду и естественное ограничение - наземные средства видят такие астероиды только ночью. Когда объекты подобного размера летят со стороны Солнца, их не будет видно с помощью средств наблюдения наземного базирования.

Еще одна из проблем малых астероидов состоит в том, что они малы по астрономическим меркам, но совсем не малы по нашим, земным меркам. Вообще, на то, какой космический объект считать малым, имеются разные точки зрения. Если посмотреть в Википедию, то малыми считаются астероиды, например, 70 метров в поперечнике. Обыватель прочитает "70 метров" и подумает: "О, хорошо". Нет, 70 метров - это не хорошо, даже 20 метров - это уже не хорошо и опасно.

- Опасны только астероиды?

- Первоочередную опасность представляют околоземные астероиды и кометы. Но кометы в значительно меньшей степени: они составляют менее 10 процентов от опасных объектов. Поэтому когда мы говорим об астероидах, мы, в принципе, покрываем всю область опасных околоземных объектов.

- Каким образом можно расширить наши возможности по мониторингу малых астероидов?

- Сейчас все больше предлагают использовать средства наблюдения космического базирования - телескопы и иные приборы, установленные на борту космических аппаратов /КА/. Идея была высказана уже давно, в частности, американцы предлагали использовать систему "Шилд". В нее должны были войти несколько спутников, которые бы работали в районе орбиты Венеры. Если вы смотрите оттуда, то в поле вашего зрения попадает значительная часть астероидов, которые с Земли трудно обнаружить, потому что мешает Солнце - вы смотрите в его сторону, происходит засвет оптики телескопов. Эта программа была остановлена на одной из стадий разработки, но сейчас о ней снова вспоминают.

Еще одна идея, которую также предложили американские коллеги, заключается в том, чтобы использовать точку либрации между Солнцем и Землей /в этом месте аппарат может оставаться неподвижным относительно системы Земля-Солнце - прим.ТАСС/. Точка находится на расстоянии 1,5 миллионов километров от нас, если отправить аппарат в ее окрестности, он будет засекать астероиды на определенном, относительно коротком участке. В том числе, астероиды, летящие от Солнца, то есть "засвеченные" для земных телескопов. На таком КА можно будет поставить не очень большой и не очень дорогой телескоп. Можно будет примерно за сутки предупредить землян об опасности. А если мы заранее видим опасный астероид, то мы можем подумать, как его отклонить, хотя это уже совсем другая задача.

Но даже если мы запускаем КА с соответствующими приборами хотя бы на орбиту естественных спутников Земли, то это уже дает существенное преимущество. Недавно индийской ракетой-носителем в кластерном запуске из пяти аппаратов был запущен канадский спутник - NEOSSat. Аппарат разработан именно в целях обнаружения опасных астероидов. Это первый в мире спутник, специализированный именно на поиске астероидов.

Но на борту канадского КА оптический телескоп. Более эффективен в смысле обнаружения астероидов инфракрасный /ИК/ телескоп. Астероиды отражают солнечный свет, и чтобы их увидеть, они должны быть в соответствующей фазе, а в ИК диапазоне вы их увидите в любом случае, даже если они находится между вами и Солнцем, и следовательно - обращены к вам темной стороной. Сложность в том, что регистрирующий это слабое тепловое излучение датчик на КА также должен быть очень холодным.

- Как обстоят дела у нас с подобными ИК системами?

- У нас вообще пока можно об этом не говорить, у нас пока нет. Проекты были. Так, была предложена серия аппаратов, которые НПО Лавочкина строит, это серия "Спектр". Один из этих аппаратов сейчас летает - "Спектр-Р", он работает в радиодиапазоне. Кстати, спутник двигается по довольно необычной орбите - апогей достигает орбиты Луны, около 340-350 тыс км. Следующий аппарат, который года через два будет запущен, это "Спектр-РГ", он будет работать в рентгеновском и гаммадиапазоне. Дальше предполагается запустить аппарат в ультрафиолетовом диапазоне. У всех аппаратов примерно одинаковая платформа, но разное оборудование. Дойдет ли когда-нибудь очередь до "Спектра" с ИК аппаратурой, я не знаю. Все где-то там, в туманном будущем.

У европейцев тоже есть аппарат такого класса - это телескоп "Гершель", но сейчас он выработал весь гелий, необходимый для охлаждения ИК датчиков.

- Есть ли уже сейчас кооперация с иностранными коллегами в области развития средств мониторинга за астероидами и средств воздействия на них?

- Разговоры есть, и пытались выходить на какие-то контакты, но дальше разговоров ничего не пошло.

- Другие космические системы для отслеживания астероидов существуют?

- Если говорить о средствах космического базирования, то наверняка вы знаете такой аппарат - американский "Кеплер". Он нужен в основном для массированной астрометрии: НАСА с помощью него фотографирует звезды сотнями тысяч. Попутно "Кеплер" занимается обнаружением и экзопланет /планеты возле других звезд - прим.ТАСС/, и астероидов, в том числе опасных.

- Отдельные эксперты утверждают, что Земля недавно вошла в шлейф астероидов, и вероятность падения космических объектов на Землю увеличилась. Насколько это соответствует действительности?

- Сказать, что количество астероидов увеличилось и, соответственно, увеличилась вероятность их падения, нельзя, просто потому, что мы вообще не знаем их общее количество. Серьезное продвижение в мониторинге астероидов произошло после запуска в США программы в связи с обнаружением Апофиса. Апофис поначалу всех крепко испугал. Благодаря этому испугу в США были выделены деньги на исследования и наблюдение. С тех пор было открыто астероидов намного больше, чем вообще было известно раньше за всю историю наблюдения человеком неба. При этом есть разные оценки насчет того, какое количество астероидов нам уже известно. Оптимистичная оценка - открытые нами астероиды, это 10 процентов от всего объема, пессимистичная - 2 процента. То есть мы можем сказать только, что наша информированность о количестве астероидов увеличилась, а не их количество или вероятность столкновения.

- Сейчас существует реальная угроза того, что на Землю может упасть метеорит?

- Конечно, существует. В любой момент может упасть. Тут, к сожалению, не действует принцип: челябинский упал и все - два раза снаряд не падает. Падает, еще как.

- Кто еще кроме НАСА и канадцев развивает программы мониторинга астероидов?

- У европейцев есть своя программа, не такая мощная, как американская, но они тоже включились в процесс мониторинга. Кто до сих пор не участвует в этом, так это мы. Хотя есть один из инструментов, который можно было бы использовать и для этих целей - так называемая Южно-Европейская обсерватория. Это в Чили, там на европейские деньги и с помощью европейских компаний было установлено большое количество телескопов, которые благодаря совершенно уникальным природным условиям - все время ясное небо и прозрачная атмосфера, так как высоко на плато, - совершают сейчас очень много открытий. России в этом проекте предлагалось поучаствовать, но мы отказались от этого по финансовым соображениям.

В целом, благодаря усилиям в основном американских наблюдателей /программа Near Earth Objects, NEO/, к настоящему времени каталогизированы более 10 тысяч естественных околоземных объектов. Из них считаются опасными, то есть теми, которые могут пусть не сегодня, но в перспективе попасть в Землю, 4 тысячи. Это астероиды, орбиты которых определены и помещены в американские каталоги. Каждый может обратиться к этим каталогам и определить, где на небе находится этот астероид, то есть упадет он на Землю или нет. Самый маленький объект, который включен в этот каталог, всего 5 метров, но это редкость. Таких объектов очень много, но увидеть их совсем трудно. Вообще, отследить объекты до 100 метров крайне тяжело.

Плюсы этой работы очевидны: если мы заранее знаем об опасности, в данном случае об этих 4 тысячах, то мы можем подумать, как их отклонить, но это задача уже совсем другого порядка, нежели мониторинг. У нас работ над чем-то подобным американской программе мониторинга не ведется, хотя если вы обратитесь в соответствующие инстанции, вам, конечно, скажут, что "все в порядке".

- Можно ли было отследить Челябинский астероид?

- Челябинский астероид, также как и Апофис, всех напугал, стали говорить, что его невозможно было обнаружить. Это правда, но отчасти. Имеется в виду, что его нельзя было отследить за тот короткий период, когда он неизвестно откуда взялся. За короткий промежуток времени - с того момента, как его можно было бы увидеть, и до того момента, как он упадет - целенаправленно отследить такое малое небесное тело сегодняшними средствами практически нельзя. Должно очень повезти, если хотите, отследить такой "камень" можно только "случайно". Известен один пример, когда похожий астероид обнаружили. Обнаружили его приблизительно за 20 часов до того, как он войдет в атмосферу. Он был примерно таких же размеров, как челябинский - около 20 метров. Его обнаружили, он почти сгорел в атмосфере и упал где-то в районе Судана в пустынной местности, к счастью, не причинив никому вреда.

- Возможно ли создать 100-процентный мониторинг околоземного пространства?

- 100-процентный - кончено, нет. 100-процентной гарантии дать невозможно, но можно организовать "космический патруль", если будут запускаться аппараты как канадский, если вернутся к идеи запуска спутников к Венере, а также если создать у Земли группировку спутников для быстрого предупреждения. За последние 10 лет, после того как запустили программу NEO, обнаружили, как я уже сказал, больше астероидов, чем обнаружили за всю предыдущую историю человечества, используя те средства, которые имеются в наличии. Ничего революционного применено не было. Просто систематически стали смотреть на небо именно в поисках астероидов. Конечно, для того, чтобы их искать, нужна некая специальная методика, однако она тоже ничего революционного из себя не представляет. Чуть более революционным будет, если разместить на спутниках аппаратуру для мониторинга - это новые возможности, сильно повышает надежность предупреждения. Это то, к чему мы идем, но пока еще не пришли. В принципе, на сегодняшнем уровне можно обеспечить надежную систему предупреждения, хотя и не 100-процентную.

Некоторые "специалисты" высказывают мнение, что американцы и европейцы "с жиру бесятся", но такой мониторинг действительно необходим. Между прочим, если сравнить с расходами на другие космические проекты, то нельзя сказать, что это так уж убойно дорого. Нужно собраться, осознать, что это не выдуманная опасность, а реальная. Многие, к сожалению, думают, что это выдуманная опасность. Думают так до тех пор, пока чего-нибудь не случится. Потом, когда случается, все говорят - "куда же вы раньше смотрели".

- Как по-вашему, наши ученые должное внимание уделяют этой проблеме?

- Мне кажется, нет. Но "нет" не потому, что они не понимают этого, а просто потому, что таких возможностей нет. И вообще, я думаю, у нас сильно упала в этом отношении численность людей, которые этим занимаются. У них нет условий, возможностей быть на уровне их коллег в Европе и Америке. Это, если хотите, группы энтузиастов или, может быть, даже фанатиков. Такие слова, конечно, лучше применять к любителям, которых много, но любители остаются любителями - им интересно, они смотрят на небо. Еще не так давно любители из-за своего энтузиазма и некоторой степени профессионализма были в открытии космических объектов вполне на уровне профессионалов. Но сейчас другое время: без могучей аппаратуры, без финансовой поддержки, без специальной подготовки нельзя подняться на уровень иностранных коллег. Любители здесь точно не могут соревноваться.

Между прочим, относительно достижений европейцев /это, конечно, отдельный случай, везение/, тот астероид - 1999Д14, который пролетел приблизительно в одно время с "челябинским" на рекордно близком расстоянии от Земли, был открыт европейцами, хотя у них возможности меньше чем у НАСА. Это маленький, опять же по астрономическим меркам, но опасный астероид /40 на 20 метров/. Орбиту этого астероида определили очень точно, поэтому специалисты были уверены, что он в Землю не попадет.

- А в следующий раз?

- При следующем проходе он будет не опасен, потому что близко пролетел, и Земля изменила его орбиту.

Это то, что называется гравитационным маневром /изменение характера полёта космического аппарата, например, изменение траектории, под действием силы тяжести какой-нибудь планеты - прим.ТАСС/ и используется для экономии топлива КА. Например, если мы хотим подлететь к Меркурию, то нужно дать очень большой импульс, никакого топлива не хватит. Можно уменьшить массу отправляемого аппарата, но до определенного предела, иначе не получится разместить на нем исследовательскую аппаратуру. Здесь и помогает гравитационный маневр. То есть, если вы хотите лететь к Меркурию, то, и это может показаться странным, выгоднее по топливу сначала добраться до Юпитера. Газовый гигант "дернет" наш аппарат, его орбита изменится, и он отправится к Меркурию. Можно несколько раз пролететь Венеру. Силой своего притяжения она будет изменять орбиту нашего космического аппарата так, как нам хочется.

Эта идея гравитационного маневра может помочь и в нейтрализации опасных для Земли астероидов. Это то, над чем мы работаем - рассматриваем небесно-механические способы предотвращения астероидной угрозы. Ведь для гравитационного маневра все равно, что за тело совершает маневр. Большое тело в миллионы тонн или маленькое, как космический аппарат в 4 тонны. Это способ, как отправлять огромные, по сравнению с космическим аппаратом по массе, астероиды в нужном направлении. То есть с помощью гравитационного маневра можно направить малые "астероиды-снаряды", как мы их называем, к опасным, в частности, к Апофису. Нужно определить орбиту малого астероида, направить к нему космический аппарат, сдвинуть небесный объект так, чтобы он прошел мимо, например, Земли, можно мимо Венеры. Под действием огромного притяжения планеты его орбита изменится, и мы сможем "выстрелить" в опасный астероид этим маленьким астероидом-снарядом и изменить его орбиту. Чем-то похоже на бильярд: кий - это наш КА, биток - малый астероид, прицельный шар - опасный для Земли космический объект.

- Звучит очень интересно. И насколько эта идея получила сейчас практическое воплощение?

Когда нами была предложена эта идея - использовать маленькие астероиды и гравитационный маневр для отклонения больших, - то многие специалисты сказали, что вы здесь занимаетесь какой-то фантастикой и ничего этого невозможно, и лучше об этом не говорить, а то вы себя дискредитируете. Я встречался с американским коллегой Дональдом Йомансом и рассказал ему о нашем проекте, он сказал: "О, так мы делаем то же самое".

НАСА рассматривает астероиды не только как угрозу, но и как источник дополнительных ресурсов. Вдруг окажется, что астероид состоит из чего-то чрезвычайно ценного - золота или циркония, например. В своем проекте они также намереваются использовать гравитационный маневр, только возле Луны, для перевода ценного астероида на орбиту спутников Земли. У нас, кстати, тоже есть предложения по доставке ресурсов из космоса, возможно, более эффективные, чем у американцев. Без маневра у Луны и без перевода на орбиту искусственного спутника Земли.

Между прочим, Деннис Тито, который собрался долететь до Марса и вернуться обратно за 501 один день, также использует идею гравитационного маневра. Некоторые эксперты заявляли, что Тито фантазирует и это все невозможно на современном уровне, но, на самом деле, это все реально: Тито может успеть облететь Марс и вернуться на Землю за 501 день. Другой вопрос, как они с супругой переживут столь долгий период в замкнутом пространстве и изоляцию, вот это проблема, а не сам полет за 501 день.

Относительно нашего проекта применения астероидов-снарядов на сегодняшний день также не существует никаких препятствий для технического выполнения. С Земли мы запускаем КА и сажаем его на маленький астероид с помощью, скажем, РН "Протон". Используем гравитационный маневр, для этого придаем астероиду небольшой импульс - порядка 2 м/с. Астероид изменяет у Земли свою орбиту и в итоге попадает в тот же Апофис.

В рамках этой системы предполагается создать целую группировку астероидов-снарядов: найти астероиды, которые мы можем вывести на орбиты с тем же периодом, как и у Земли - в 1 год. Эта идея еще не очень хорошо проработана, но если расставим таких астероидов-снарядов много, и появится "нехороший" астероид, мы выберем один из "космической группировки астероидов" наиболее подходящий, и отправим его точно в цель. Возможно, сейчас это самый эффективный способ.

Хотя этот метод и необычен, но он реализуем на том техническом уровне, который существует сегодня, то есть никаких революционных технических и научных прорывов не нужно. Астероид-снаряд проводим над землей на высоте около 20 тысяч километров, планета меняет его орбиту, и он улетает к опасному астероиду. Скорость встречи будет порядка 10-15 км/с.

Из разряда экзотических, есть еще такая идея - "гравитационный буксир". Отправляем к астероиду аппарат, который будет летать возле него и осуществлять гравитационное воздействие.Чтобы изменить угловую скорость астероида хотя бы на 1 см в секунду при массе аппарата в тонн в двадцать, понадобится летать рядом с этим астероидом на расстоянии 25 м в течение пяти лет, что нереально.

- Насколько вообще Апофис опасен для Земли?

- Если он вдруг упадет, то это будет катастрофа, как все оценивают, глобального масштаба. То есть не региональная, а глобальная. Хотя еще раз подчеркну, по астрономическим меркам - это маленький астероид - всего 320 метров. Апофис маленький по астрономическим меркам, но большой по тем разрушениям, которые он причинит земной цивилизации, если упадет.

- Какова вероятность того, что Апофис когда-нибудь в будущем попадет в нашу планету?

- Все это можно аккуратно посчитать. Вы смотрите на астероид в телескоп и измеряете его положение по отношению к звездам. С одного замера точно определить параметры его орбиты не получится - всегда есть неустранимые ошибки. Их количество можно снижать, только наблюдая космический объект долго в разных участках его орбиты. Но вот он пролетел Землю и все, до свидания, еще долго вы его наземными средствами не увидите, нужно ждать следующего раза. Когда Апофис открыли в 2004 году и промеряли его орбиту, то, с учетом всех ошибок, получалась заметная вероятность попадания. Что касается вероятности попадания, здесь всегда большой диапазон в зависимости от того, кто дает оценку этим данным - оптимисты или пессимисты. Но, тем не менее, есть некие пределы, с которыми все соглашаются. После первых наблюдений вероятность попадания оценивалась в районе полутора или даже двух процентов, что в 2029 году он пройдет близко, а 2036 году - попадет. Для уточнения этих данных нужно было дождаться следующего прохода. В декабре прошлого года он прошел относительно близко, и была возможность отследить параметры его орбиты с достаточной точностью. Провели дополнительные радиолокационные измерения для определения расстояния до астероида. По последним данным, вероятность того, что в 2036 году Апофис столкнется с Землей составляет 1 шанс к 286 тысячам. После всех замеров и оценки их точности можно сказать, что, пожалуй, он для нас не опасен.

Но есть другой астероид, он был открыт в 1999 году - 1999RQ36, который прилетит во второй половине следующего века, вероятность его попадания в Землю оценивается как высокая - 1 шанс к 1410. Он больше Апофиса - около 500 метров.

- Если предположить такую гипотетическую возможность, что Апофис, к примеру, в 2014 году попадет в Землю, какие действия можно предпринять? Существует ли возможность предотвратить подобное событие на данный момент?

- Нет, не существует. Вообще на сегодняшний день 3-4 года - это то минимальное время, за которое еще возможно что-либо сделать.

- Как вы относитесь к идее подрыва астероидов зарядами, в частности, ядерными? Или эта идея хороша только для голливудского фильма?

- Про подрыв ядерными или термоядерными снарядами должен сказать, что такая версия не отбрасывается. Более того, в ООН, в техническом комитете по мирному использованию космического пространства, есть подкомитет, который занимается проблемами астероидной опасности и падением обломков космических аппаратов, ракет и спутников. Он собирается каждый год и выдвигает различные идеи. Там присутствуют наши специалисты из Сарова, которые имеют отношение к созданию ядерных зарядов. То есть такие методы тоже рассматриваются достаточно серьезно, хотя здесь очень много возражений.

В любом случае решение о подрыве астероида атомным зарядом должно быть принято очень заранее. Предположим, есть у нас ядерный заряд, нужно его туда доставить. И если сегодня скажут: "давайте доставим через два года", боюсь, что мы не сможем это сделать. Потом не совсем понятно, как взрывать этот заряд. Рассматриваются разные варианты, и здесь все сильно похоже на тот самый фильм с участием Брюса Уиллиса. Может, это смешно звучит и выглядит, но то, как они реализуют идею подрыва в фильме, это на самом деле может быть максимально эффективно - у создателей фильма были хорошие консультанты.

Раскрою "жуткий" секрет: русские взрывали атомные - водородные или урановые, я не знаю, - бомбы в космосе. Где-то над Капустиным яром. Есть свидетели, которые видели взрыв. Их свидетельства не производят никакого впечатления - увидели только маленькое облачко. Потому что масса этой бомбы не может быть большой, возьмем те же 5 тонн. А для того, чтобы отклонить астероид, важна масса, если снаряд будет находиться на поверхности астероида, никто не может точно сказать, разрушиться он или нет. Так что только бурить. А это уже спецзадание, как мы и видели в "Армагедоне", в ближайшей перспективе такую операцию провести не удастся.

Еще одна проблема, и этого все боятся: сама по себе бомба туда "поедет", то есть ее установят на ракету, и она отправится на астероид, а если что-то случится с ракетой, как с "Зенитом", например? Сам по себе заряд, конечно, не взорвется, но тот радиоактивный материал, который рассыплется, может привести к каким-то последствиям. Угроза астероида может быть значительной, но это всегда вероятностное - "а вдруг мимо пролетит", - а вот бомба если упадет, это уже не вдруг, это будет точно.

Лет 15 назад в России серьезно рассматривался проект утилизации радиоактивных отходов в космосе. В ЦНИИИмаш этим очень серьезно занимались и просили ИКИ помочь в этих исследованиях. Предлагались разные способы, некоторые из них мне и сейчас кажутся замечательными, например, когда материал, который требуется удалить, испаряется в далеком космосе под действием солнечного ветра. Но есть возражение, а не хлопнется ли это когда-нибудь обратно на Землю? И вот здесь 100-процентной гарантии никто дать не может, поэтому разработки по этой теме были остановлены.

- Как Вы относитесь к идеям покрасить одну сторону небесного объекта в светоотражающий цвет или даже прикрепить солнечный парус?

- Есть такие идеи. У нас даже есть журнал космических исследований, где это подробно изложено. Всерьез этим занимались, получив большие деньги, американцы. Они смотрели, сколько нужно будет краски, какие краскораспылители могут быть и прочее, и занимались они этим на деньги Саудовской Аравии. Думаю, это можно реализовать. Единственное, возникает вопрос - а насколько это может быть эффективно и управляемо? На астероид воздействие подобного рода будет очень слабое, в пределах погрешности знания о его орбите, то есть изменение траектории будет слабым, а может - и вообще в опасную для нас сторону. Предсказать характер таких малых изменений на долгий срок крайне проблематично. Изменения произойдут не сразу. Эффект воздействия солнца очень трудно определить, хорошо нужно знать отражательные характеристики и свойства породы небесного тела. Проблематично создать модель, которая учитывала бы всефакторы. Мне кажется, это неэффективный вариант и вообще сомнительный. Это очень красиво выглядит, но не очень эффективно в практическом смысле.

- А если, например, использовать двигатели космического аппарата?

- Мы в своей идее астероидов-снарядов также задействуем двигатели космического аппарата, но мы его используем с совсем маленьким астероидом, меньше 10 метров, в два раза меньше челябинского. С помощью существующих сегодня двигателей и тех, которые будут созданы в ближайшей перспективе, мы сможем поуправлять таким, небольшим астероидом, ну, предположим, в 1,5 тыс тонн, то есть совсем маленьким. Такие астероиды каталогизированы, определена их орбита. Был проведен теоретический эксперимент с использованием существующей ракетной техники, проведены точные расчеты. Есть идея провести реальный эксперимент. Вроде, это технически реализуемо. Если же поставить двигатели на опасный астероид, такой как Апофис, который весит больше 40 миллионов тонн, то не хватит никакого топлива. Для земных условий это все равно, что пытаться развернуть мчащийся по автомагистрали КамАЗ, с помощью привязанной к нему мухи. Эффективнее просто попасть в опасный астероид космическим аппаратом, а еще лучше - астероидом.

Валерия  Ярец