Земля. Хроники Жизни.

Пользователей: 84
Новых: 3
Ван, sega, Алан
Главная » 2013 » Август » 23 » Мерцание звёзд поможет уточнить облик их планет
Мерцание звёзд поможет уточнить облик их планет

Однажды аспирантка Фабьенна Бастьен (Fabienne Bastien) из Университета Вандербильта (США) «игралась» со специальной программой для визуализации данных, полученных космическим телескопом «Кеплер», и сделала необычное открытие. «Я искала в звёздной популяции что-то, что коррелировало бы с силой магнитного поля звёзд, — рассказывает учёный. — Но ничего такого обнаружить не удалось, зато я наткнулась на интересную корреляцию между определёнными моделями мерцания звёзд и их поверхностной гравитацией».

Размер планеты известен в процентах от диска звезды. Но что делать, если диск был оценён с ошибкой? (Здесь и ниже иллюстрации NASA, CoRoT.)

Удивлённая находкой г-жа Бастьен поделилась ею с научным руководителем Кейваном Стассуном (Keivan Stassun), после чего они вместе проанализировали кривые светимости нескольких сот солнцеподобных звёзд (кои исследовал в поисках планет «Кеплер»), а затем сравнили вариации их светимости с интенсивностью мерцания. Выяснилось, что по мере старения звезды общие вариации постепенно падали до минимума; это понятно, так как с возрастом скорость вращения светила снижается. Когда звезда достигает этого минимума, её мерцание становится более сложным. Но дальнейшего снижения вариабельности почти не происходит на протяжении всей её жизни; снова усиливается оно лишь в самом конце — в фазе красного гиганта.

Попутно проанализировав сходным образом мерцания Солнца, астрофизики сделали вывод, что оно находится близко к тому этапу своей истории, когда мерцания упадут до минимума, а солнечные пятна в связи с этим могут почти исчезнуть. Для наглядного сравнения мерцаний учёные «перевели» их в звуковые колебания. Сравните сами:

Что это даёт? С точки зрения изучения экзопланет почти все свойства планет мы определяем не абсолютно, а относительно их звёзд. Ведь транзитный метод просто даёт представление о том, какая доля звёздного света блокируется проходящей между Землёй и светилом экзопланетой, то есть размер, массу и прочие параметры последней мы вычисляем «в процентах от Х», где Х — сама звезда.

Именно поэтому так важно изучение параметров последних, ведь, узнав их, мы можем получить массу экзопланеты, которая вместе с размерами приводит к пониманию того, что перед нами — газовый гигант или твёрдая планета типа Земли. В принципе, определить многие параметры звезды можно по её спектру. Но такие методы дают ошибки в пределах 40–50%. Подобные неточности могут заставить классифицировать «суперземлю» как «тёплый Нептун» и наоборот. Естественно, столь мощный источник систематических ошибок хорошо бы ликвидировать.

Есть ещё методы астросейсмологии — более точные, но пригодные для выявления данных лишь по ярким звёздам. Вот только планеты вокруг них редки, да и срок жизни таких звёзд снижает интерес к подобными системам: сложная жизнь там не всегда располагает достаточным временем для развития.

И здесь мерцание звёзд может сыграть важную роль: по оценкам авторов работы, анализ мерцаний позволяет уточнить параметры светил с отклонением не более 20–25%, что вдвое лучше традиционных способов. Учёные уже уточнили параметры тысячи звёзд, наблюдавшихся «Кеплером»; на очереди ещё 50 тыс. светил, находящихся вне пределов досягаемости астросейсмологических технологий.

Похоже, новая методика действительно может изменить наше представление о множестве экзопланет.

Как отмечает Уильям Боруки (William Borucki), глава исследовательской команды, работающей с «Кеплером», новые методы вполне могут показать, что мы недооценивали линейные размеры звёзд, наблюдавшихся телескопом. А значит, ошибались и с размерами открытых планет. Если это так, то многие «суперземли» на деле окажутся небольшими газовыми гигантами. Что ж, подождём широкого применения новой методики для переоценки параметров отрытых «Кеплером» тысяч кандидатов в экзопланеты: быть может, всё окажется не так уж и плохо.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Университета Вандербильта.
Категория: Космос | Просмотров: 981 | Добавил: Maks | Рейтинг: 0.0/| Оценить |Источник:http://compulenta.computerra.ru