/ Новости сайта / Наука и Технологии / Советский метеорит раскрыл секрет светящихся «молекулярных» алмазов
09.12.2013

Советский метеорит раскрыл секрет светящихся «молекулярных» алмазов

Российские и европейские физики нашли внутри метеорита, упавшего на территории СССР в 1962 году, множество микроскопических алмазов из нескольких сотен атомов углерода, внутри которых присутствовал «дефект» в виде атома кремния, позволявший им светиться при облучении лазером, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Nanotechnology.

Обычные и микроскопические алмазы с различными внутренними «дефектами» в последние годы привлекают к себе все больше внимания со стороны физиков. Так, в последние два года ученые смогли приспособить наноалмазы для работы в качестве кубитов, базовых элементов квантового компьютера, а также превратили их в нанотермометры, способные измерять температуру в разных частях клетки.

Йорг Врахтруп из университета Штуттгарта (Германия) и его коллеги, в том числе ряд специалистов из институтов общей физики и геохимии РАН в Москве, обнаружили новый способ выращивания таких наноматериалов, изучая микроалмазы, извлеченные из метеорита, который был найден возле деревни Ефремовка в Казахстане в 1962 году.

По словам ученых, данный «небесный камень» содержит в себе множество мелких наноалмазов, размеры которых составляли от 1 до 10 нанометров. Физики собрали небольшое количество таких алмазов и изучили их химический состав и свойства, используя просвечивающий электронный микроскоп высокого разрешения.

Изучая полученные снимки и данные, Врахтруп и его коллеги обнаружили, что даже самые небольшие алмазы, чей диаметр составлял около нанометра, часто содержали в себе включения из атомов кремния. Обнадеженные этим результатом, ученые отобрали несколько наночастиц, приклеили их к листу кремния и подсветили их красным лазером.

Эксперимент завершился удачно — наноалмазы поглощали фотоны лазерных импульсов и испускали их обратно в виде темно-вишневого света. Данный факт, как считают ученые, демонстрирует возможность промышленного изготовления подобных алмазов и использования их для различных научных и промышленных целей.

Источник:  http://ria.ru/