/ Новости сайта / Космос / Kepler обнаружил планету-волчок
07.02.2014

Kepler обнаружил планету-волчок

Представьте себе жизнь на планете с такими невообразимыми временами года, что вы никогда не будете знать наверняка, что надевать — шорты или шубу. Такова ситуация на странной и неустойчивой планете, обнаруженной космическим телескопом Kepler, пишет hi-news.ru.

Планета под названием Kepler-413b бешено вертится вокруг своей оси, как детский волчок. Наклон оси вращения планеты может постоянно меняться на 30 градусов в течение 11 лет, что приводит к быстрой и беспорядочной смене времен года. В противоположность этому вращательная прецессия Земли составляет 23,5 градуса в 26 000 лет. Исследователи удивлены тем, что далекая планета прецессирует в течение человеческой жизни.

Kepler-413b находится в 2300 световых лет от Земли в созвездии Лебедя. Она облетает тесную пару оранжевого и красного карликов каждые 66 дней. Орбита планеты относительно двойных звезд раскачивается, потому что плоскость ее орбиты наклонена на 2,5 градуса по отношению к орбите пары звезд. Орбита двигается вверх и вниз непрерывно.

Kepler находит планету, отмечая затемнение звезды или звезд, когда перед ними проходит планета. Обычно планеты ходят как часы. Астрономы, работающие с «Кеплером» обнаружили планету-волчок, когда заметили необычный характер транзита Kepler-413b.

«Наблюдая за данными Kepler в течение полутора тысяч дней, мы увидели три транзита в первые 180 дней — раз в 66 дней — а после 800 дней без транзитов. После этого мы увидели еще пять транзитов подряд», — рассказал Веселин Костов, главный исследователь. Следующий транзит, видимый с Земли, не ожидается до 2020 года. Это потому что орбита движется вверх и вниз в результате вращения под таким безумным градусом, что иногда не проходит через звезду, если смотреть с Земли.

Астрономы до сих пор пытаются объяснить, почему эта планета не ведет себя спокойно. Возможно, на наклоненную орбиту влияют другие тела в системе. Или, возможно, поблизости есть третья звезда, которая оказывает влияние на планету.

«Предполагаются, что имеются и другие такие планеты в космосе, которых мы не видим, поскольку время не подходящее», — говорит Питер Маккалоу, член команды исследователей. — «Именно это исследует Веселин: неужели в космосе преобладают вещи, которых мы не видим?».

Даже со своими переменами времен года Kepler-413b слишком теплая для жизни, какой мы ее знаем. Поскольку орбита планеты проходит слишком близко к звездам, ее температура слишком высока для существования жидкой воды на поверхности. Также она представляют собой супернептун — газовый гигант с массой 65 земных — поэтому там просто нет поверхности.