/ Новости сайта / Космос / Потенциально обитаемые экзопланеты — плохая новость для человечества
11.06.2014

Потенциально обитаемые экзопланеты — плохая новость для человечества

На прошлой неделе ученые объявили об открытии Kepler-186f, планеты в 492 световых годах в созвездии Лебедя. Kepler-186f особенна, поскольку знаменует открытие первой планеты почти такого же размера, как и Земля, в потенциально обитаемой зоне — на расстоянии от звезды, в пределах которого может быть жидкая вода, а значит и жизнь.

В новостях мало говорили о том, что это открытие увеличивает шансы на вымирание человечества в краткосрочной перспективе. Эта концепция называется «Великим фильтром».

Великий фильтр — это аргумент, который пытается разрешить парадокс Ферми: почему мы не нашли инопланетян, несмотря на существование сотен миллиардов солнечных систем в окрестностях нашей галактики, в которых могла развиться жизнь? Физик Энрико Ферми отметил, что довольно необычно, что не было обнаружено ни одного инопланетного сигнала или инженерного проекта.

Это кажущееся отсутствие процветающих внеземных цивилизаций предполагает, что даже один шаг от скромной планеты к межзвездной цивилизации чрезвычайно маловероятен. Также это отсутствие может быть вызвано тем, что разумная жизнь или крайне редка, или обладает тенденцией к вымиранию. Это бутылочное горлышко, пройдя через которое появляется инопланетная цивилизация на одной из миллиардов планет, и называют великим фильтром.

Одиноки ли мы?
Что именно вызывает появление этого бутылочного горлышка, остается темой дебатов последние 50 лет. Объяснения включают нехватку подобных Земле планет или самовоспроизводящихся молекул. Среди других вариантов — невероятность скачка от простых прокариот (клеток без специализированных частей) к более сложной эукариотической жизни — даже на Земле этот переход занял миллиард лет.

Сторонник этой гипотезы «редкой Земли» также утверждают, что эволюция сложной жизни требует чрезвычайно большое количество идеальных условий. В дополнении к тому, что Земля находится в обитаемой зоне у Солнца, наша звезда должна быть достаточно далеко от центра галактики, чтобы избежать губительного излучения; наши газовые гиганты должны быть достаточно массивными, чтобы убирать астероиды с траектории Земли, а наша необычно большая луна — стабилизировать наклоны оси, обеспечивая разными временами года.

Это всего лишь несколько предпосылок для возникновения сложных форм жизни. Появление символического языка, инструментов и разума требует других «идеальных условий».

Может быть, фильтр нас еще ждет?

Хотя развитие разумной жизни может быть редкостью, тишина может быть результатом невозможности долгого существования разумной жизни. Возможно, любая достаточно развитая цивилизация натыкается на суицидальные технологии. Мы знаем, что «великий фильтр» предотвращает переход к межзвездной цивилизации, но мы не знаем, лежит он в прошлом человечества или в его будущем.

За 200 000 лет человечество пережило извержения супервулканов, столкновения с астероидами и природные пандемии. Но наш послужной список выживания ограничивается несколькими десятилетиями в присутствии ядерного оружия. И у нас нет никакого опыта выживания с радикально новыми технологиями, которые, по всей вероятности, появятся в этом столетии.

Ученые, в лице Мартина Риза из Кембриджского центра по изучению экзистенциальных рисков, оценивают достижения биотехнологий как потенциально катастрофические. Другие, такие как Стивен Хокинг, Макс Тегмарк и Стюарт Рассел, также из Кембриджского центра, выражают серьезную озабоченность в связи с экзотическими, но недостаточно изученными возможностями машинного сверхинтеллекта.

Когда парадокс Ферми был впервые озвучен, все думали, что планеты сами по себе являются редкостью. С тех пор, однако, инструменты астрономии показали нам только верхушку айсберга — сотни экзопланет.

Но каждое новое открытие похожей на Землю планеты в обитаемой зоне, вроде Kepler-186f, уменьшает вероятность того, что планет, которые могут поддерживать жизнь, не существует. Великий фильтр смещается в сторону среднего арифметического между обитаемой планетой и процветающей цивилизацией.

Если Kepler-186f наводнена разумной жизнью — это будет плохой новостью для человечества. Это отодвинет «великий фильтр» дальше, к технологической эпохе развития цивилизации. Затем мы можем ожидать катастрофы в отношении наших инопланетных товарищей и нас, собственно.

В случае Kepler-186f, у нас остается слишком много причин, чтобы не верить в возникновение разумной инопланетной жизни. Атмосфера может быть слишком тонкой, чтобы предотвратить замерзание; планета может быть заблокирована приливами, которые вызовут относительную статичность среды. Открытие этих враждебных условий могло бы стать поводом для празднования. Как однажды отметил философ Ник Бостром:

«Молчание ночного неба — золото; в поисках внеземной жизни отсутствие новостей — хорошая новость. Оно обещает потенциально большое будущее для человечества».

hitt 11.06.2014 20:47 [Материал]
ZetaTalk: 1.Многообразие Форм Жизни http://www.zetatalk.com/russia/w15.htm 2.Размер и форма http://www.zetatalk.com/russia/w58.htm далее читаем сами,кому интересно,раздел:МИРЫ -синие ссылки кликабельны http://www.zetatalk.com/russia/w00.htm
hitt 11.06.2014 18:23 [Материал]
Надо бы разобраться С кем "разумным живём по соседству"на родной планете,для начала,потом уже и далее .ИНФОРМАТИВНО,как всегда :ZetaTalk: 1)Подземная жизнь http://www.zetatalk.com/russia/w34.htm 2)полная информация раздел МИРЫ-синие ссылки кликабельны http://www.zetatalk.com/russia/w00.htm
Alexei2012 11.06.2014 12:43 [Материал]
biggrin Парадокс Ферми? Бред. Какая развитая цивилизация строит связь на технологии (радио), которая и для нас устарела (с 19-го века). Да и радиосигналы «нечитабильны» уже на расстоянии пару световых лет. Т.н. контакт зависит не от нас. Весьма возможно, что за нами постоянно наблюдают. Но кто действительно разумный пойдет на контакт со склочной, склонной к агрессии и вспышкам ксенофобии земной цивилизацией? Для которой вероятный контакт это, обычно, звездные войны.
Aaz 11.06.2014 11:59 [Материал]
С какой стати иная форма разумной жизни должна быть развита технологически чтобы выйти в космос? И с какой стати, как символ развития цивилизации принято считать умение общаться в радиочастотном диапазоне?
Мы все равняем на себя, это абсолютно неверно.
Вспомните письменность. Все думали (до поры) что рисование знаками на некоей основе это одна и единственная форма записи.
Но история показала, что это не так, когда европейцы познакомились с узелковым письмом инков.
Точно так же и с представителями иных миров. С чего бы это их путь развития, даже технологический, должен соответствовать нашему? Почему, если связь, то обязательно на радиочастотах?
robin 11.06.2014 11:21 [Материал]
Виноват, опечатка. "с их комтрами" следует читать "с их кострами"
robin 11.06.2014 11:19 [Материал]
Почему все так уверены, что другие цивилизации должны находиться на нашем уровне развития? Мы, со своими радиотелескопами, радиопередатчиками и т.д., возможно, ничем не отличаемся от первобытных людей с их комтрами, которые, по их мнению, должны видеть боги на небесах. Может быть цивилизация, достигшая определенного уровня развития переходит в другую форму существования, не имеющую ничего общего с нашей сиюминутной. Не сомневаюсь, что другие цивилизации существуют, но они либо по уровню развития находятся приблизительно равном нашему, и, следовательно, обнаружить их весьма затруднительно, либо они пережили технологическую сингулярность и перескочили на качественно другой уровень, нам уже недоступный. Вряд ли существуют цивилизации, находящиеся на каких-то промежуточных уровнях. Этих уровней, скорее всего просто нет. Поэтому, на мой взгляд, говорить о количестве цивилизаций в галактике довольно бессмысленно. Мы их либо еще не можем обнаружить, либо уже не можем.
ranon 11.06.2014 09:39 [Материал]
плохая новость человечества в том что мы просто обезъяна наделенные разумом а не разумные. мы не умеем им пользовать. от сюда ваши войны и политика. и еще хуже что люди из за этого невидят разум во всем. хотят найти инопланетян. а о чем будут говорить. если даже с дельфинами не нашли общего языка хотя дельфины разумней человека. как можно говорить с обезъяной у которого в руках граната и обезьяна самое страшное не знает что с ней делать?