/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые открыли новый механизм лекарственной устойчивости бактерий
30.07.2014

Ученые открыли новый механизм лекарственной устойчивости бактерий

Бактерии и грибы — возбудители различных заболеваний, очень быстро перестают быть чувствительными к лекарствам, которыми их травят, потому что вырабатывают мутации лекарственной устойчивости. Но оказалось, это не единственный способ их защиты. Как показали ученые, опубликовавшие статью в журнале Nature, у них могут возникать временные мутации, которые почти невозможно обнаружить.

Специалисты медицинской школы Университета Дьюка изучали устойчивость гриба M. circinelloides к лекарству FK506. Это лекарство имеет специфическую мишень — ген FKBP12. При воздействии его на гриб вскоре возникли устойчивые формы.

Но когда ученые стали искать у гриба мутации устойчивости, они их не обнаружили. Однако дальнейший анализ показал, что ген-мишень FKBP12 все-таки перестает работать. Но не оттого что он мутирует, а оттого, что его блокирует малая молекула РНК (это явление называют РНК-интерференцией).

Таким образом, мишень лекарства блокируется, и лекарство не действует. Биологи называют такое явление «эпимутацией», изменением, которое не затрагивает строение гена, в отличие от классической мутации.

Эпимутации временны и обратимы. Однако они эффективно защищают микроорганизмы от действия лекарств.

Источник:  http://www.gazeta.ru