/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые выяснили, как "зомби"-паразит кошек управляет мозгом человека
11.06.2016

Ученые выяснили, как "зомби"-паразит кошек управляет мозгом человека

Паразит домашних кошек токсоплазма, часто заражающий их владельцев, манипулирует поведением животных и даже человека. Он управляет уровнями глутамата, важнейшей сигнальной молекулы, которой обмениваются клетки мозга, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS Pathogens.

"Не стоит сильно волноваться – мы живем с этим паразитом уже долгое время. Токсоплазма не хочет убить нас и потерять свой "дом". Для того, чтобы избежать инфекции достаточно хорошо прожаривать мясо и тщательно мыть руки и овощи. Беременным женищнам, в свою очередь, не стоит трогать руками лоток с кошачьим туалетом и менять его содержимое", — заявила Эмма Уилсон (Emma Wilson) из университета Калифорнии в Риверсайде (США).

Токсоплазма (Toxoplasma gondii) — внутриклеточный паразит, обычно обитающий в кишечнике домашних кошек. Широкая распространенность этого патогена среди питомцев и их хозяев заставила ученых обратить на него внимание в последние годы.

Оказалось, что токсоплазма способна менять поведение хозяина, вызывая необратимые изменения в работе мозга. Они делают мышей "бесстрашными" при виде и запахе кошек, а людей — склонными к суициду и нерациональным поступкам, а также необъяснимым приступам ярости.

Уилсон и ее коллеги раскрыли возможный механизм того, как токсоплазме удается менять поведение своего хозяина и манипулировать работой его мозга, наблюдая за изменениями в мозге мыши при заражении токсоплазмозом.

Как оказалось, после проникновения токсоплазмы в нейроны заметно менялось их взаимодействие с молекулами глутамата – аминокислоты, играющей роль одного из главных химических переносчиков информации между нервными клетками.
Как правило, чем больше этого вещества в межклеточной среде, тем активнее "общаются" клетки мозга. Повышение его концентрации может привести к крайне негативным последствиям – воспалению и смерти нейронов.

Токсоплазмоз, судя по наблюдениям за жизнью мышей, приводит по пока неизвестным причинам к отключению гена GLT-1 и связанной с ним "системы уборки" лишних молекул глутамата в так называемых астроцитах – особых клетках, окружающих нейроны и защищающих их от инфекций и повреждений. В результате глутамат начинает накапливаться в мозге, что и может вызвать те изменения в поведении, которые ассоциируются с присутствием токсоплазмы в теле мышей и человека.

"Нам впервые удалось показать, что заражение токсоплазмозом приводит к нарушениям в работе одного из ключевых сигнальных веществ в мозге. Это открытие показывает, что, представление о относительно спокойном и не опасном для организма характере хронического заражения Toxoplasma gondii является некорректным. Нужно понимать риск и те опасности, которые несут подобные изменения в химии мозга", — заключает Уилсон.

Svetlanika 11.06.2016 14:28 [Материал]
Давно уже известно... и писали об этом здесь уже какое-то время назад. Баян, в общем.
sawa 11.06.2016 14:33 [Материал]
"Давно" сам процесс немного по другому представляли.
tsapik 11.06.2016 14:58 [Материал]
Повторение - мать учения. biggrin
tera 11.06.2016 10:22 [Материал]
Наверняка есть простенький способ вывести этого паразита, почему бы его не озвучить?

Вот например, ряд неприличных болезней лечится марганцовкой...
tsapik 11.06.2016 12:01 [Материал]
Наверное по этому запретили ее продажу. biggrin
Анубис 11.06.2016 12:38 [Материал]
Причем почти везде...
Brutal 13.06.2016 09:05 [Материал]
запретили порошок, из которого взрывоопасные соединения получить можно, но расствор пожалуйста, заказывайте.
Анубис 11.06.2016 09:28 [Материал]