Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 134
Пользователей: 132
Новых: 2
Baro, AstraVert
Главная » 2019 » Май » 16 » Археологи нашли древнейшую ДНК "викингов" в жвачке каменного века
Археологи нашли древнейшую ДНК "викингов" в жвачке каменного века

Палеогенетики и археологи нашли следы ДНК древнейших жителей Скандинавского полуострова в обрывках коры, которую они жевали в качестве "жвачки". Она помогла им раскрыть пути миграции древних охотников-собирателей и историю заселения Европы, говорится в статье, опубликованной в журнале Communications Biology.

"Когда археологи предложили нам поискать следы ДНК охотников-собирателей в этой жвачке из Хусеби—Клев, мы с осторожностью отнеслись к их идее. Нам пришлось приложить массу усилий, но они оправдали себя, когда мы осознали, что нашли в этой застывшей вязкой массе генетические следы людей, выплюнувших ее более 10 тысяч лет назад", — рассказывает Наталья Кашуба из университета Упсалы (Швеция).

Как сегодня считают ученые, первые современные люди проникли на территорию Европы около 45-40 тысяч лет назад, путешествуя несколькими путями – через Балканы, острова Средиземного моря и двигаясь по берегам Африки в сторону Испании. Орудия труда и прочие следы этих первых людей помогли ученым выяснить, как выглядели эти люди и найти намеки на то, почему они "победили" неандертальцев в конкурентной борьбе.

Первые жители Европы, чьи следы почти полностью исчезли из ДНК современных европейцев, заселили далеко не весь субконтинент. Почти все его северные районы, в том числе Британия, север России и Скандинавия, до относительно недавнего времени были покрыты льдами и не были пригодны для жизни людей. Только 17-15 тысяч лет назад, когда льды отступили в последний раз, север стал доступным для первых его обитателей.

Ученые достаточно давно спорят о том, как именно эти регионы Европы были заселены первыми "викингами" и прочими народами. Часть из них считает, что Скандинавия заселялась одной группой людей, двигавшихся с юга на север. Эта точка зрения сегодня часто подвергается критике, так как многие орудия труда, найденные в Швеции и Норвегии, не похожи по своему устройству на рубила, копья и прочие инструменты "южных" охотников-собирателей.

Недавно палеогенетики из университета Упсалы расшифровали относительно древние образцы ДНК древних жителей острова Готланд, указавших на то, что они двигались не одним, а как минимум двумя путями. Юг полуострова заселили выходцы из Германии и Дании, а его северные регионы – племена, приходившиеся родичами древним народам Балтии и северо-запада России.

Кашуба и ее коллеги нашли новые доказательства того, что Скандинавия была заселена подобным образом, изучая крайне необычный артефакт – фрагменты березовой коры, которую древние жители полуострова использовали в качестве своеобразной жвачки в далеком прошлом.

Эта субстанция, как объясняют ученые, нужна была охотникам не ради развлечения или очистки зубов, а для того, чтобы склеивать каменные и костяные компоненты орудий труда, в том числе копий и стрел, с их рукоятками, древками и стержнями.

Окаменевшая древняя жвачка, найденная в Швеции

Ее окаменелые следы были открыты на территории стойбища Хусеби-Клев, расположенного в западной части Швеции, еще в начале девяностых годов прошлого века, однако тогда у археологов не было возможности проверить, сохранились ли внутри этой клейкой массы обрывки ДНК ее обладателей.

Отобрав восемь наиболее удачных образцов этой древней жвачки, генетики обработали их при помощи различных ферментов и с удивлением обнаружили, что внутри них сохранилось достаточно большое количество фрагментов генома древних скандинавов и восстановить примерно половину от его общего объема.

Это позволило ученым проверить, к какой группе людей принадлежали эти охотники и собиратели и проследить их миграции и родственные связи.

Оказалось, что они относились к числу "южных" мигрантов, несмотря на то, что рядом со жвачкой ученые нашли орудия труда с типично "восточной" техникой изготовления. С другой стороны, их геном содержал в себе небольшие вкрапления и ДНК народов, живших в окрестностях современной Самары и Онежского озера.

Как считают археологи, это открытие укрепляет позиции теории о двух волнах миграции, так оно одновременно свидетельствует о том, что представители этих групп древних скандинавов контактировали не только на генетическом, но и на культурном уровне.

"Следы ДНК в этой жвачке не только крайне важны для раскрытия корней и истории миграций народов, но и позволяют нам узнать много нового об их социальных отношениях, болезнях и диете. Большая часть нашей истории напрямую отражается в ДНК, поэтому мы ищем ее следы везде, где только можно", — заключает Пер Перссон (Per Persson), археолог из университета Осло (Норвегия).
Категория: Археология | Просмотров: 252 | Добавил: Maks | Рейтинг: 0.0/| Оценить |Источник:https://ria.ru/
Ученые открывают все новые планеты, и их удивляет ...
Ученые исследуют потенциальную опасность со сторон...
Десятки строений и автомобилей уничтожили природны...
Почему Пентагон так заинтересован в сообщениях об ...
Что находится на краю Вселенной?
«  Май 2019  »