/ Новости сайта / Космос / Странное свечение в космосе, вызванное столкновением двух планет-гигантов
15.10.2023

Странное свечение в космосе, вызванное столкновением двух планет-гигантов

В результате революционного открытия астрономы, возможно, обнаружили послесвечение колоссального столкновения двух планет-гигантов, что дает редкую возможность наблюдать за формированием нового мира. Если это наблюдение подтвердится, то оно может дать бесценные сведения о процессе формирования планет и пролить свет на тайны нашей Вселенной.

Впервые это явление было замечено в декабре 2021 года, когда астрономы обратили внимание на непредсказуемое мерцание ничем не примечательной солнцеподобной звезды, известной как ASASSN-21qj. В течение нескольких месяцев видимый свет звезды претерпевал значительные колебания, временами практически исчезая, а затем возвращаясь к первоначальной яркости.

Обычно такие колебания света звезды объясняются прохождением вещества между звездой и Землей. Однако астроном-любитель Артту Саинио обратил внимание на одну интригующую деталь. Сайнио заметил, что примерно за два с половиной года до потускнения звезды излучение инфракрасного света из ее окрестностей увеличилось примерно на 4%.

Инфракрасное излучение испускают объекты, находящиеся при высоких температурах, обычно несколько сотен градусов Цельсия. Это открытие заставило задуматься о связи между этими двумя наблюдениями и о том, что может происходить в окрестностях ASASSN-21qj.

В недавней публикации в журнале Nature ученые предположили, что обе группы наблюдений можно объяснить катаклизмическим столкновением двух планет. Считается, что гигантские столкновения, как они известны, происходят на последних стадиях формирования планет и играют решающую роль в определении их размеров, состава и теплового состояния.

Если в нашей Солнечной системе свидетельствами гигантских столкновений являются такие явления, как необычный наклон Урана и существование Луны, то прямые свидетельства происходящих столкновений в более широкой Галактике до сих пор были ограничены.

Чтобы объяснить результаты наблюдений, в первые часы столкновения должно было выделиться больше энергии, чем излучает сама звезда. Интенсивное тепло, выделяемое при столкновении, привело бы к тому, что столкнувшиеся тела расплавились бы, испарились или превратились в одно и другое, образовав массивную светящуюся массу вещества, значительно превышающую по размерам исходные планеты.

Увеличение интенсивности инфракрасного излучения, обнаруженное космическим телескопом WISE НАСА, подтверждает эту гипотезу. Однако, поскольку WISE наблюдает за звездой лишь раз в несколько сотен дней, он, скорее всего, пропустил начальную вспышку света от столкновения.

Образовавшемуся в результате столкновения планетарному телу потребуются миллионы лет, чтобы остыть и уменьшиться в размерах, превратившись в узнаваемую новую планету. На начальном этапе, когда "послеударное тело" было самым крупным, оно могло излучать свет, сравнимый с несколькими процентами излучения звезды, что и объясняет наблюдаемую инфракрасную яркость.

Это революционное открытие не только позволяет взглянуть на процесс рождения новой планеты, но и дает бесценные знания о процессах, формирующих нашу Вселенную. Изучая эти небесные столкновения, ученые надеются разгадать тайны формирования планет и глубже понять наше место в космосе.