/ Новости сайта / Археология / Окаменелости древней морской рептилии позволили обнаружить древнейшего мегахищного плиозавра - лорренозавра
24.10.2023

В мире палеонтологии было сделано революционное открытие: окаменелости древней морской рептилии возрастом 170 млн. лет были идентифицированы как самый древний из известных мегахищных плиозавров. Эта находка проливает новый свет на эволюцию плезиозавров - группы обитающих в океане рептилий, близкородственных длинношеим плезиозаврам. Исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, было проведено международной группой палеонтологов из Германии, Польши, Люксембурга и Швеции.

Окаменелости были обнаружены 40 лет назад на северо-востоке Франции, но только сейчас они были проанализированы и идентифицированы как новый род плиозавров: Lorrainosaurus. Эта находка важна по нескольким причинам и позволяет получить ценные сведения о характеристиках и значении Lorrainosaurus.

Плиозавры - вид плезиозавров с короткой шеей и массивным черепом - появились более 200 млн. лет назад. Однако они оставались незначительными компонентами морских экосистем, пока внезапно не превратились в огромных хищников. Новое исследование показывает, что этот адаптивный сдвиг произошел в результате дифференциации кормовых ниш и глобального сокращения численности других хищных морских рептилий более 170 млн. лет назад.

Lorrainosaurus, недавно идентифицированный род плиозавров, является самым древним крупнотелым плиозавром, представленным соответствующим скелетом. Он обладал челюстями длиной более 1,3 м с крупными коническими зубами и громоздким "торпедообразным" телом, приводимым в движение четырьмя ластообразными конечностями.

По мнению Свена Сакса, научного сотрудника Музея природы Билефельда, возглавлявшего исследование, лорренозавр был одним из первых действительно огромных плиозавров и положил начало династии морских рептилий-мегахищников, которые властвовали в океанах около 80 млн. лет.

Эта древняя рептилия, достигавшая, вероятно, более 6 м от морды до хвоста, жила в начале среднего юрского периода. Удивительно, но о плезиозаврах того времени известно очень мало. Даниэль Мадзия (Daniel Madzia) из Института палеобиологии Польской академии наук, соавтор исследования, объясняет, что идентификация лорренозавра как одного из самых ранних мегахищных плиозавров показывает, что эти существа появились сразу после значительной реструктуризации экосистем морских хищников на рубеже ранней и средней юры, примерно 175-171 млн. лет назад. Это событие оказало глубокое влияние на различные группы морских рептилий, что в конечном итоге привело к доминированию мегахищных плиозаврид над другими крупнотелыми хищными плезиозаврами, "рыбоподобными" ихтиозаврами и древними родственниками морских крокодилов.

Плиозавры, включая лорренозавра, были одними из самых успешных морских хищников своего времени. Их способность адаптироваться и процветать в меняющихся морских экосистемах позволила им господствовать в океанах на протяжении миллионов лет. В настоящее время окаменелости лорренозавра выставлены на всеобщее обозрение: реконструкция его головы в натуральную величину и нижняя челюсть длиной 1,3 м представлены в Национальном музее истории.

Это революционное открытие не только расширяет наши представления о доисторических морских рептилиях, но и подчеркивает сложную и динамичную природу эволюции. Изучая окаменелости и анализируя древние экосистемы, ученые продолжают разгадывать тайны прошлого нашей планеты.