Земля. Хроники Жизни.
Главная | Дети - Страница 29 - Форум | Регистрация | Вход
 
Вторник, 27.06.2017, 10:16
Приветствую Вас Гость |Личные сообщения() ·| PDA | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 29 из 29«12272829
Форум » Самое обсуждаемое » Горячие темы » Дети (О воспитании детей.)
Дети
SvetlanikaДата: Четверг, 18.02.2016, 23:53 | Сообщение # 421
Группа: Проверенные
Сообщений: 45
Репутация: off
О воскрешающей силе материнской любви

Ребенок умер во время родов, но материнская любовь сотворила чудо!

Три года австралийцы Кейт и Дэвид Огг ждали ребенка. Когда Кейт наконец-то забеременела, да еще и двойней, супруги думали – это самое большое чудо, которое могло случиться с ними. Они еще не знали, что настоящие чудеса впереди.


…Роды начались на 26 неделе, на 14 недель раньше срока. Страх и боль растаяли, как только счастливым родителям сказали: у вас прекрасные малыши, мальчик и девочка! Не успели Кейт с Дэвидом перевести дыхание, как поняли: происходит что-то ужасное. Врачи не отходили от новорожденного мальчика… Двадцать минут в родзале стояла гробовая тишина.

«Вы думали, как назвать сына?», – врач присел на краешек кровати Кейт. Она ответила: «Джейми». Врач отвел глаза: «Джейми не справился. Мы его потеряли».

У Дэвида подкосились ноги, он упал на кровать рядом с Кейт. А она попросила врачей разрешить ей подержать своего мальчика на руках – попрощаться с ним.

«Мне так хотелось согреть его, он был таким крошечным, таким холодным…», – рассказала потом Кейт в видеоинтервью. Она попросила мужа снять рубашку и тоже лечь с ними – так их мальчику будет теплее, казалось несчастной матери.

То, что произошло дальше, иначе как чудом не назовешь. Родители держали малыша в объятиях два часа. Рыдая, рассказывали сыну, какая у него замечательная сестричка, гладили его, говорили о том, какие планы насчет его будущего строили…

Как позже рассказала Кейт, они словно пытались уговорить кроху остаться с ними, хотя врачи категорически заявили, что все кончено.
«И вдруг я услышала, как мой мальчик вздохнул, – рассказывает Кейт, – Господи, что происходит?! Ведь Джейми умер». А малыш шевельнулся и задышал уже уверенно.

Потрясенные родители продолжали согревать сына, обнимая его с двух сторон. И вдруг Джейми открыл глаза и ухватился за палец отца. Крошечная ручка едва прикрывала ноготь пальца не верящего в происходящее Дэвида. А малыш положил головку на грудь матери и во все глаза уставился на отца. «Какое счастье, что у меня такая сильная и умная жена. Она инстинктивно делала именно то, что нужно было делать. Если бы не ее интуиция, Джейми бы не было с нами. Ничего удивительнее в нашей жизни не было», – сказал позже Дэвид.

Врачи тоже были, конечно, безмерно удивлены, наблюдая, как признанный умершим младенец сосет надетую на палец матери накладку на сосок.

Как рассказала Кейт в видеоинтервью, «чудесному возвращению Джейми помогло именно то, что два часа мы с Дэвидом держали его кожа к коже, согревая его своим теплом».

Метод Кенгуру (kangaroo mother care) — это способ выхаживания недоношенных детей, при котором максимально задействуется физический контакт «кожа к коже» малыша и матери. Суть метода заключается в том, что детей ежедневно, от одного до нескольких часов в день, выкладывают на открытую поверхность груди мамы или папы. Его использование ускоряет адаптацию малышей к окружающему миру, они лучше развиваются и набирают вес.

Существует несколько ключевых моментов в этом методе:

Ранний продолжительный контакт «кожа к коже» малыша и его матери, а точнее тельца малыша (лицом к маме) и материнской груди. Чем большая площадь поверхности кожи соприкасается, тем лучше. Чтобы температура тела сохранялась более равномерно, сверху малыша накрывают теплой мягкой пеленкой и иногда надевают шапочку.

Метод начинает применяться в больнице, но может быть продолжен и дома.

Впервые этот метод был апробирован в 1979 года колумбийскими докторами Эдгаром Санабриа и Гектором Гомезом. Чтобы компенсировать нехватку инкубаторов для выхаживания недоношенных детей и предотвратить распространение внутрибольничных инфекций, врачи попытались использовать тепло материнского тела для предупреждения гибели недоношенных детей от переохлаждения. В эксперименте участвовали малыши, состояние которых уже не вызывало беспокойства и оставалось только ждать, когда они наберут необходимый вес и подрастут.

Примерно после полугода испытаний можно было говорить об устойчивых результатах. Метод «кенгуру» превзошел все ожидания. Он оказался гораздо более эффективен, чем стандартный инкубатор для выхаживания недоношенных: контроль температуры тела был гораздо лучше, а вкупе с грудным вскармливанием и бондингом он дал просто потрясающие результаты — и это независимо от стартового веса, возраста ребенка и клинических условий.


Практику подолгу держать недоношенных новорожденных на руках, кожа к коже, в Австралии называют «kangaroo care». Так недоношенные детки получают возможность поддерживать необходимую температуру тела. Как позже рассказала Кейт, она знала об этом методе: «Я читала об этом несколько лет назад, о женщине, которая тоже родила преждевременно и тоже согревала малыша теплом своего тела в течение многих часов. Ребенку нужны тепло и запах матери, ему необходимо слышать звук материнского сердца. Поэтому я положила его к себе на грудь – туда, где Джейми чувствовал себя в безопасности».

Кейт и Дэвид позвали врачей, когда поняли, что Джейми жив.

«Мы звали доктора, но он все не шел. И пришел только тогда, когда мы попросили объяснить нам – неужели же все мертвые младенцы могут дышать, двигаться, сосать, рассматривать маму и папу?», — рассказали позже в видеоинтервью счастливые Кейт и Дэвид.



Сегодня Джейми и его сестре-близнецу Эмили уже 5 лет, и у них есть младший братик Чарли. Недавно Кейт решилась рассказать своим близнецам чудесную историю их рождения. Кстати, есть и еще одно чудо в этой истории – Джейми, ребенок, признанный клинически мертвым при рождении, за все свои пять лет ни разу ничем не болел.

Сейчас семья Огг ведет интернет-сообщество, которое занимается сбором средств для выхаживания недоношенных и больных новорожденных.

Источник: Матроны.РУ
ВикторияДата: Воскресенье, 24.04.2016, 07:44 | Сообщение # 422
Группа: Искатель
Сообщений: 4757
Репутация: off
ПРЕКРАСНАЯ СТАТЬЯ

*-*-*-*-*

Дворником будешь!

Вырастешь и будешь дворником, охотно объясняют мамы своим детям. В вуз не поступишь, на работу нормальную тебя не возьмут, если будешь так учиться. Что вообще из тебя такого вырастет?

Родителям кажется, что если нарисовать ребенку перспективу поужаснее – он встрепенется, ужаснется и начнет делать все, чтобы эта страшная реальность никогда не наступила. Он будет как следует заправлять кровать, убирать в своей комнате, учиться на одни пятерки – только чтобы нарисованные родителями ужасы не сбылись.

Никогда не научусь

На самом деле получается как-то иначе.
Я помню, как мама учила меня вязать лицевой гладью. У меня ничего не получалось, петли путались, кофта для куклы не получалась, я капризничала и вопила, что у меня ничего никогда не получится.

— Смотри, как хорошо получается, — говорила мама. – Вот, только спицу надо держать так, а петлю провязывать так.

— Я никогда в жизни этому не научусь, — бурчала я, провязывая петли все лучше и лучше. – Кто вообще придумал это дурацкое вязание!

— Да у тебя уже получается нормальная кофта, — смеялась мама.

— Да, но я все равно никогда не научусь вязать этой дурацкой гладью! – сопротивлялась я, хотя видела, что уже все получилось. Но я же не могла признать, что мама права, а я нет.

В общем, вязать я теперь умею. А вот со швейной машинкой не сложилось. У меня была прекрасная учительница домоводства, которая охотно сообщала мне всякий раз, откуда у меня растут руки. Она меня совершенно убедила, я от всей души поверила ей, что руки у меня растут именно оттуда, и теперь мне гораздо легче подшить целую штору растущими оттуда руками, чем прострочить один шов на машинке, хотя меня учили на ней шить с 5 по 8 класс, целых четыре года. Просто это обучение сопровождалось комментариями «кто так шьет» и «что ты тут напортачила».

Собственно, ни для кого не секрет, что научить так никого ничему нельзя. Я надумала в сорок лет научиться водить машину, и инструктор в автошколе мне с неподражаемой честностью сказал: учиться водить надо в восемнадцать лет, а в сорок ты уже ничему не научишься. «Что ты делаешь?» — «Куда прешь?» — «Жми на газ, я сказал!» — «ну кто так водит!» — «откуда ты такая взялась на мою голову?» Он ревел, как раненый бизон, я пугалась, плакала, теряла последние остатки самообладания и понимала, что я тупая, а вождение не для меня. Вместо того, к сожалению, чтобы с первого «ты» отказаться от его услуг. Естественно, я ничему у него не научилась. Научилась у другого – надо ли говорить, что он ни разу не повысил голоса. Профессионалу это не нужно.

Никому не нужна

Иногда результаты бывают еще печальнее. Одна немолодая дама рассказывала мне однажды, что так поверила маминому многолетнему «кто ж тебя такую замуж возьмет» (в самом деле – пол мести не умеет, кровать заправляет криво, посуду мыть не любит, кому такая нужна) – что поняла: принца ждать бессмысленно, надо хватать первого попавшегося. В 18 лет она второпях выскочила замуж за первого встречного – первого, кто вообще обратил на нее внимание, больше-то, может, уже и шанса не будет. Стоит ли говорить, что брак оказался отчаянно несчастливым.

Помню, как одна из наших учительниц в школе говорила: «Четырнадцать умножить на три – сколько будет? Умножайте столбиком, вы идиоты, вы в уме не сможете». Нет, я сейчас в состоянии умножить четырнадцать на три в уме, но всякий раз, слыша «вы идиоты», я не считала столбиком, а злилась. Мой сын, приходя из школы в седьмом классе, уныло говорил: «Мам, почему нам все время объясняют, что мы дураки, мы ничего не умеем, мы не сдадим ЕГЭ, не получим аттестата и пойдем в дворники? Я больше не могу это слышать». Я тоже больше не могла этого слышать. Восьмой класс был уже в другой школе.

Вы идиоты, вы дураки, вы ничего не можете, кому вы такие нужны. Что ты тут стоишь, что ты тут сидишь, кто так веник держит, кто так ручку держит, кто так шьет, кто так пишет, чем ты думал, куда ты смотрел, что мне, скажи, с тобой таким делать?
Все это сыплется на головы наших детей ежедневно, год за годом. И даже если родители обладают ангельским характером, соломоновой мудростью и бескрайним терпением, дети все равно наслушаются от мира, что они в нем не нужны, не там стоят, не так сидят, не то делают – и вообще лучше бы их не было. В транспорте и во дворе, в школе и в музее, в магазине и на улице –детям не рады. Убери руки, не смей трогать, как ты себя ведешь, что ты тут встал, что ты тут делаешь, ну-ка идите отсюда, так, рты закрыли.
В некоторых странах мира детей, о странность, любят и очень им радуются – в кафе ли, на улице ли; помню, как странно было в Италии, где моему трехлетнему сыну радовались так, будто в кафе или магазин солнышко вкатилось; помню, как хозяйка магазина свадебных платьев в Хельсинки, услышав и поняв без перевода мой свирепый шепот «руками не трогай» — засмеялась и разрешила моей одиннадцатилетней дочери трогать руками все, что захочется.
В нашей стране дети получают от мира другую обратную связь – лучше бы тебя не было. Все равно ничего хорошего из тебя не получится. А обычно мы и сами в дурную минуту добавляем: что ты меня мучаешь, долго мне за тебя краснеть, хватит надо мной издеваться!
— Зачем вы меня вообще родили, — бурчат дети, хлопая за собой дверью, и это вопрос не праздный.
Как хорошо быть взрослым! Никто не скажет тебе «где твои глаза были», когда ты обдерешь бампер, не спросит «голову ты дома не забыла», когда забудешь дома рабочий документ, не поднимет с кровати в первом часу ночи, чтобы заставить повесить в шкаф небрежно брошенное на стул платье. Повзрослев, мы не перестали делать глупости и оплошности – но нас теперь не дрючат за каждую из них.

Неуважаемый

Сын сказал однажды со вздохом: тринадцать лет – паршивый возраст: уже никто тебе не умиляется и никто еще не уважает.

Когда я была маленькой, детей вообще не принято было уважать. Право на уважение не давалось от рождения, его надо было заслужить, заработать, доказать, что ты достоин уважения. Детей полагалось исправлять. Подчеркивать красным, указывать на ошибки, одергивать, корректировать, исправлять. Лучшие педагоги уже тогда писали – покажите ребенку не где у него плохо, а где хорошо, где у него получается; этот передовой опыт так и остался невостребованным в массовой школе.

Когда я была молодой учительницей, всего на семь лет старше учеников, на меня однажды набросилась дежурная в школьном компьютерном классе: «Ну-ка быстро пошла разулась! Я кому сказала!» Она не хотела слушать, что туфли – это сменка, она перестала кричать только услышав «это же наша учительница». Она извинилась: «Ой, а я думала – девочка»… На девочку – можно.

В этой системе ценностей как-то фатально отсутствует базовое уважение человека к человеку – когда уважения достоин не только старейший, мудрейший, всего добившийся, а всякий – потому что он человек, он твой брат, он тоже Божье создание, в нем тоже образ Божий. Не только учительница, но и девочка. Не только депутат Госдумы, но и арестант.

Идея уважать детей вообще плохо приживается на отечественной почве. Родители как-то не видят разницы между уважением и вседозволенностью, уважением и отсутствием границ. Одни негодуют – «что ж мне, в попу ему теперь дуть?», другие объясняют, что относятся с уважением к выбору своих детей, а потому пусть все подвинутся и дадут ребенку терроризировать окружающих в свое удовольствие.

И с самоуважением тоже плохо. Знаю немало взрослых, умных, прекрасных, иногда очень успешных, — живущих с бесконечной уверенностью в том, что они ничтожества, моральные уроды, что им нельзя жить, что окружающие терпят их только через силу или из милости. Одни всю жизнь доказывают, что они имеют право на уважение, другие и так знают, что ничего не получится.

И, страшное скажу, — и с Богом отношения не складываются, потому что и в Нем видится все тот же вечно недовольный воспитатель: ну что, не молился, не постился? Весь год дурака валял, а сейчас пришел? Весь пост что делал – а сейчас опомнился? Ну и что ты ко мне пришел? Чего ты хочешь? Двойка, иди и подумай о своем поведении. Раньше надо было думать, а теперь все, поздно уже. Двойка в году, двойка в аттестат, на том свете дворником будешь.

Но нет

Как-то не хочется заканчивать на этом.

Лучше так.

Мы не очень хорошие воспитатели обычно. У нас не хватает сил, мудрости и терпения. Мы не умеем справляться со своими эмоциями. Мы часто ведем себя как маленькие, а не как взрослые, — ожидая при этом от детей, что они поведут себя как взрослые, поймут нашу боль, смогут ее принять и вынести, посочувствовать нам – и вести себя мудро и правильно. Некоторые дети справляются, но ноша эта тяжела – даже и для нас самих иногда.

Но мы любим своих детей и многое делаем правильно, потому что у любви есть поразительное свойство: она сама подсказывает правильные решения. Не знаешь, как делать, — делай по любви, не ошибешься.

И мы, несомненно, справимся. И получаться будет все лучше и лучше – и все получится, потому что надежда не обманывает, а любовь не подводит.

Автор: ИРИНА ЛУКЬЯНОВА


Я любая
ВикторияДата: Воскресенье, 24.04.2016, 07:46 | Сообщение # 423
Группа: Искатель
Сообщений: 4757
Репутация: off
Хорошие детки

У меня была бабушка. По утрам она заставляла меня бегать вокруг районного дворца культуры. Грустная тучная девочка в тесных кроссовках заворачивала за угол и переходила на шаг. Но стоило выдохнуть, как из-за следующего угла появлялась чуть запыхавшаяся старушка (ветеран, инвалид, с артритом, артрозом, вдобавок — контуженная) и командовала: «Бежать, кому говорят!» И я бежала. Это самое страшное воспоминание моего детства.

Ещё у меня был дедушка. Он работал шофёром и пару раз катал нас с друзьями на своем дребезжащем Драндулете (да, у автобуса было имя). Это самое счастливое воспоминание моего детства.

Ещё была мама, но тут всё понятно, мама — она и есть мама. Когда она уезжала в командировку, я открывала шкаф с мамиными кофточками, зарывалась в них, чтобы почувствовать запах, и плакала. Это самое сладкое воспоминание моего детства.

А папы не было. Впрочем, это меня совершенно не расстраивало, потому что отцы в нашей школе встречались нечасто. Зато у всех были сёстры и братья. О-о-о-о! Ничто так не поднимало рейтинг, как младшая сестра в коляске, которую тебе доверили катить. Или — мечта жизни! — брат-десятиклассник, который всегда готов дать пинка твоим обидчикам и в которого влюблены все твои подружки.

Я была одна, и до недавнего времени считала: единственный ребёнок — самое грустное, что может случиться с тобой в детстве. Мой муж тоже был один. Поэтому мы сначала родили сына, а через пять лет — дочь. И понеслось.
— Почему эта дура плачет? Уймите свою девку, я спать хочу!
И это мой нежный интеллигентный мальчик.

«Ничего. Главное, что подушкой не пытается задушить! Когда Борю принесли из роддома, я кричал: «Убью!» — капал моей маме валокордин друг семьи, профессор, сын академика, рассказывая про своего младшего брата, профессора номер два.

Впрочем, наличие младшей сестры давало и кое-какие преимущества. Скажем, когда вечером мы с коляской подходили к детскому саду, там разворачивалось действо. Дети стояли тихо в трепетном ожидании, а сын командовал: «Так, ты со мной сегодня дружила, поэтому я разрешаю посмотреть на мою сестру. А ты мой компот выпил, тебе не разрешаю!» Мальчик Петя разворачивался и понуро брёл прочь.

Как образованные люди, мы прочитали много специальных книжек: про детскую ревность, про то, что из неё следует, и про то, как с ней работать. Мы всё делали правильно, и какое-то время было тихо. Примерно два года — до тех пор, пока наша крошка не научилась нарочно рисовать в чужих тетрадках, нарочно залезать на верхнюю полку и нарочно швырять оттуда детали парковки «Лего», только вчера собранной. В тот раз я впервые попробовала «Новопассит», а муж сказал «Боже, помоги!» — и записался к психологу. Психолог сказал: всё в порядке, хорошие детки.

Спустя восемь коробок успокоительных, семьсот тридцать один день, тысячу двести минут, проведённых в разговорах с подругами, у которых были старшие и младшие братья-сёстры, две тысячи прочитанных комментариев в детско-психологических сообществах — я немного успокоилась.

Просто теперь, когда я смотрю на чужие семейные фотографии, где старший умильно помогает младшему застегнуть коньки, я восхищаюсь не детками, а реакцией родителя, который успел запечатлеть эти доли секунд до того, как коньки не стали предметом ссоры или — того хуже — орудием драки.

А если другие восхищаются, как заботливо старший катает младшего на карусели, я удивляюсь: как они не замечают, что вся фишка в том, чтобы раскрутить карусель так, чтобы мелочь орала от ужаса. При этом, надо заметить, мелочь может быть вполне счастлива.
И когда звонит моя мама: «Я купила внуку лупу, а вот что подарить внучке?» — я, не задумываясь, отвечаю: «Лупу!» На резонное: «Зачем четырёхлетней девочке лупа?» — говорю: «Затем!» Вы не поверите, но мама не послушалась и вместо второй лупы купила куколку. И что? «Зачем девятилетнему мальчику кукла?» — поинтересовалась продавщица. «Затем!» — огрызнулась я.

Теперь я знаю, что из двух одинаковых мороженых какое-то всегда больше, в одной из двух одинаковых книжек картинки ярче, а с соседнего места в кинотеатре обязательно лучше видно. И вообще, если одна жвачка в пачке помялась, вторую надо измять точно так же, прежде чем вручать их детям.

Ещё я знаю, что мои дети дружат, только если затеяли какую-то совместную пакость. Которая всё равно закончится обидами и слезами. О, ещё они дружат против внешнего врага. Как правило, им оказываюсь я. Если второй час подряд мне никак не удается уложить их спать, я ору на обоих. Дети обижаются, обнимаются и плачут, а через три минуты — спят.

Агния Барто — бессмертна:
— Ты почему толкнул мою сестру?! Никто не имеет права её толкать, кроме меня! А ну извиняйся, кому говорю! Не плачь, моя хорошая.
На днях моя девочка запустила лопаткой в восьмиклассника, который попытался отнять у её брата бакугана. Надо сказать, что под напором двух малолеток восьмиклассник ретировался. Так что братья-сёстры — это сила.

А сегодня утром сквозь сон слышу:
— Эй ты, иди сюда! Доброе утро! Голодная, небось? Вот тарелка, подожди, я тебе хлопья насыплю. Ложку взяла, быстро, кому говорю! Подожди, ты не сумеешь, молоко я сам налью. Вот, приятного аппетита!
— А поцелуй меня ещё в правую щёчку. Ты мой любимый братик! Придурок, зачем ты мне дал зелёную чашку? Я хочу розовую!

И вот я думаю в ужасе: а может, вчерашняя битва на подушках, закончившаяся слезами, обидой, а также двумя подзатыльниками, тремя синяками и одной царапиной (скажите мне, как можно поцарапаться подушкой?) и станет самым счастливым воспоминанием их детства? Может быть, так и должно быть? А мы просто ничего не понимаем, потому что были одни.

Автор: Александра Довлатова-Мечик


Я любая
ВикторияДата: Воскресенье, 24.04.2016, 07:49 | Сообщение # 424
Группа: Искатель
Сообщений: 4757
Репутация: off
Корри Уайт (Corrie Whyte) из Канады, мама четверых детей, записала ролик о том, как она готовит ко сну своих малышек: 8-месячных тройняшек и двухлетнюю дочку. Ее терпение бьет все рекорды.


Я любая
ВикторияДата: Воскресенье, 24.04.2016, 08:00 | Сообщение # 425
Группа: Искатель
Сообщений: 4757
Репутация: off


Я любая
ПроводникДата: Суббота, 13.05.2017, 14:11 | Сообщение # 426
Группа: Проверенные
Сообщений: 459
Репутация: off
Малышка отказывается есть мясо, потому что она любит животных


Включить Перевод СУБТИТРОВ в Видео в правом нижнем углу - квадрат.

Диалог:


Устами ребёнка говорит Создатель.


Сообщение отредактировал Проводник - Суббота, 13.05.2017, 14:20
ПроводникДата: Суббота, 13.05.2017, 14:35 | Сообщение # 427
Группа: Проверенные
Сообщений: 459
Репутация: off
Дети раскрывают всю правду о водке, мясе и душе…



Почувствуйте контраст между рассуждениями человека в рясе и словами Детей.
hrebet1Дата: Понедельник, 19.06.2017, 23:28 | Сообщение # 428
Группа: Проверенные
Сообщений: 1287
Репутация: off
ВикторияДата: Вторник, 20.06.2017, 08:51 | Сообщение # 429
Группа: Искатель
Сообщений: 4757
Репутация: off
Растить детей ужасно весело! Неопровержимые доказательства.
http://planeta.moy.su/publ....-0-6204
ВикторияДата: Вторник, 20.06.2017, 16:20 | Сообщение # 430
Группа: Искатель
Сообщений: 4757
Репутация: off


А моей вечно нужна какая-нибудь самая грязная и занозная палка, которую можно засовывать в глаза и в уши. biggrin
AlmorДата: Среда, 21.06.2017, 13:24 | Сообщение # 431
Группа: Проверенные
Сообщений: 1097
Репутация: off
Цитата Виктория ()
А моей вечно нужна какая-нибудь самая грязная и занозная палка, которую можно засовывать в глаза и в уши.


biggrin
AlmorДата: Среда, 21.06.2017, 14:10 | Сообщение # 432
Группа: Проверенные
Сообщений: 1097
Репутация: off
Проводник, "Давай мяса!" - это сильно! biggrin
hrebet1Дата: Четверг, 22.06.2017, 13:17 | Сообщение # 433
Группа: Проверенные
Сообщений: 1287
Репутация: off
Форум » Самое обсуждаемое » Горячие темы » Дети (О воспитании детей.)
Страница 29 из 29«12272829
Поиск:
При использовании материалов Земля - Хроники Жизни гиперссылка на сайт earth-chronicles.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования