/ Новости сайта / Космос / Впервые у коричневого карлика найдены возможные признаки магнитного поля
21.04.2012

Впервые у коричневого карлика найдены возможные признаки магнитного поля

Так должны выглядеть вблизи коричневые карлики класса T, к которым относят и исследованный J1047+21

По словам Мэттью Роута из Университета Пенсильвании (США), ведущего автора работы, этот объект — самый холодный коричневый карлик, когда-либо зарегистрированный в радиодиапазоне: он вдвое холоднее предыдущего рекордного наблюдаемого тела и всего впятеро горячее Юпитера.

И действительно, температура поверхности этого тела — 900 К, против примерно 6 000 К у нашего Солнца. Коричневые карлики не способны длительное время поддерживать термоядерную реакцию в своих недрах, поэтому со временем они остывают до весьма низких значений. Проблема в том, что самые остывшие из них почти не светятся в оптическом диапазоне, а потому не могут быть замечены нашими телескопами. Впрочем, новое открытие внушает надежду на их обнаружение в радиодиапазоне.

По мнению учёных, результат может означать и то, что со временем мы сможем по радиоизлучению регистрировать магнитное поле у гигантских экзопланет вокруг других звёзд. Это принципиально упростит поиск кандидатов на возникновение жизни.

По мнению астрономов, температура в 900 К на поверхности J1047+21 означает, что его атмосфера состоит из нейтральных газов, которые не могут излучать в этом участке, — а значит, всё дело в магнитном поле внутри самой звезды. Путём дальнейших наблюдений они даже надеются выявить размер ядра, движение которого порождает магнитное поле.

Изучение коричневых карликов очень важно для расширения наших представлений о Галактике. Дело в том, что, согласно господствующим взглядам, их должно быть больше, чем даже красных карликов, самой многочисленной группы видимых звёзд. Иными словами, в Млечном Пути их может быть более 200 млрд. Что важно, значительная их часть должна принадлежать к пока не зарегистрированному достоверно спектральному классу Y. К нему, в частности, относят и предположительно открытую в августе 2011 года WISE J1828+2650, температура поверхности которой, по мнению астрономов, может колебаться около 25 ˚C.

Простые расчёты говорят о том, что столь многочисленный класс небесных тел с температурами, пригодными для возникновения жизни, определённо может обладать развитыми хемоавтотрофными организмами, как минимум типа земных архей. В этом смысле открытие признаков магнитного поля у столь холодных коричневых карликов внушает серьёзные надежды: магнитосфера, эффективно защищающая от космической радиации, считается одним из ключевых факторов, критически необходимых для существования сложных форм жизни.

Результаты работы опубликованы в мартовском издании Astrophysical Journal.

Многочисленность коричневых карликов типа WISE J1828+2650, с температурой на поверхности, близкой к земной, внушает надежду на складывание там хемоавтотрофов. Теперь, предположительно, ещё и защищённых магнитным полем.

Подготовлено по материалам Phys.Org.