Выбор фона:
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Угроза приближается со скоростью гиперзвука
18.08.2012

Угроза приближается со скоростью гиперзвука

Оценка: 0.0    2774 7 Наука и Технологии
13:23
На этой неделе состоялся третий испытательный полет американского гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) X-51 AWaveRider – прототипа перспективной ракеты.   Однако через 15 секунд после запуска, еще до начала работы основного двигателя, WaveRider потерял управление и упал в океан.

Предыдущее испытание, состоявшееся в прошлом году, тоже провалилось – ускоритель, разгоняющий аппарат до необходимой для запуска основного двигателя скорости, сработал не вовремя и не отделился. Однако ранее, в 2010-м, двигателю "машины" удалось проработать 200 секунд (планировалось 300), разогнав аппарат до пяти скоростей звука (5М). Продолжительность его работы, таким образом, втрое превысила предыдущий рекорд, поставленный российской/советской гиперзвуковой летающей лабораторией (ГЛЛ) "Холод". При этом, в отличие от отечественного аппарата, "американец" использовал в качестве топлива не водород, а авиационный керосин.


Нынешняя неудача, безусловно, затормозит гиперзвуковую программу США, на которую израсходовано $2 млрд. Однако это не отменяет того факта, что у Штатов уже есть ключевая для этой программы технология — работающий прототип гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД, он же скрамджет).


Потенциально такие двигатели способны разогнать летательный аппарат до 17 скоростей звука на водороде и до 8 – на углеводородном топливе. Однако для его работы необходимо добиться устойчивого горения топлива в сверхзвуковом воздушном потоке – что, по словам одного из разработчиков, ничуть не легче, чем удержать спичку зажженной в эпицентре урагана. Впрочем, еще не так давно считалось, что при использовании углеводородного топлива это в принципе невозможно, а единственным пригодным горючим для ГПРВД является взрывоопасный, создающий эксплуатационные трудности и "раздувающий" объемы топливных баков из-за низкой плотности водород. Тем не менее, начиная с 2004 года на Западе провели ряд относительно успешных испытаний летательных аппаратов — как водородных, так и "керосиновых".


В чем практический смысл двухмиллиардной программы? Проектная скорость Х-51 – 7М (около 7 тыс. км/ч для высоты 20 км), проектная дальность – 1600 км, высота полета – порядка 25 км. Иными словами, по "дальнобойности" он примерно соответствует крылатой ракете BGM-109 "Томогавк" (1600 км, с ядерной боевой частью – 2500 км) или баллистической ракете средней дальности – например, снятой с вооружения по договорам РСМД "Першинг-2" (1770 км). В чем преимущества "волнолета" по сравнению с "конкурентами"?


BGM-109 имеет дозвуковую скорость – 880 км/ч. Таким образом, полет на максимальную дальность занимает около двух часов. На протяжении этого времени ракета может быть обнаружена и уничтожена, а цель может переместиться. Безусловно, летящая на высоте порядка 60 м над землей и обладающая малой радиолокационной заметностью уже в силу размеров крылатая ракета – весьма проблемная цель для ПВО. Однако известны и успешные примеры обороны атакуемых объектов от "Томагавков" — например, иракского ядерного центра во время "Бури в пустыне".


Баллистическая ракета с дальностью того же порядка имеет среднюю скорость около 10 тыс. км/ч. Однако, во-первых, "баллистики" могут быть засечены из космоса уже в момент старта – внушительный факел от работающих ракетных двигателей достаточно хорошо заметен. Во-вторых, максимальная высота траектории баллистических ракет такой дальности приближается к 400 км, поэтому они довольно рано "засвечиваются" на радарах ПРО. В-третьих, "баллистики" — неманеврирующая цель, что делает возможным их перехват даже зенитными ракетами, наводящимися в точке упреждения. В целом при современном развитии систем ПРО баллистическая ракета средней дальности является достаточно уязвимой целью.


При этом баллистические ракеты – феноменально неэффективное средство доставки по соотношению стартовой массы и полезной нагрузки. Химические ракетные двигатели сочетают огромную тягу с еще более чудовищной прожорливостью, а баллистические полеты в принципе энергозатратны. В итоге, например, "Першинг-2" при стартовой массе в 7,4 т нес боевую часть в 399 кг. Для сравнения – "Томагавки" несут почти столько же при собственном весе около полутора тонн.


Теперь сравним с гиперзвуковыми ракетами. Скорость и подлетное время, в общем, сопоставимы с таковым у "Першинг-2". При этом Х-51, во-первых, использует гораздо более экономичный воздушно реактивный двигатель. Во-вторых, не забирается на высоту 400 км, "сообщая" о своем присутствии всем окрестным радарам ПРО. В-третьих — способен активно маневрировать. Заметим, что как показали испытания, проведенные в 2007-м шведской SaabBofors, на скоростях 5,5 М возможны сложные маневры даже в плотных слоях атмосферы. В итоге перехват WaveRider возможен только если перехватчик заметно превосходит последнего в скорости и маневренности. Сейчас таких перехватчиков просто нет.


Существующие комплексы ПРО также неспособны бороться с гиперзвуковыми ракетами класса X-51. При этом даже в случае принципиальной возможности поражения высокая скорость цели резко уменьшает зону перехвата.


Иными словами, WaveRider сочетает подлетное время, сопоставимое с баллистическими ракетами средней дальности, с гораздо меньшей заметностью и фактической неуязвимостью по отношению к современной ПВО/ПРО. Между тем, в свое время руководство СССР пошло на все, чтобы убрать "Першинги" из Европы, разменяв их на гораздо большее количество собственных ракет средней дальности – и не зря. 8-10-минутное подлетное время американских ракет превращало их в почти идеальное средство обезоруживающего и "обезглавливающего" удара – у подвергшихся атаке просто не оставалось времени на ответную реакцию. В случае доведения Х-51 до серии ситуация воспроизведется в ухудшенном варианте – при том, что создание ядерных вариантов "волнолетов" вполне возможно.


При этом применение ГПРВД не ограничивается аппаратами средней дальности. С одной стороны, по мнению консультативной группы HАТО по космическим исследованиям и разработкам (AGARD), скрамджеты могут быть широко использованы в чисто тактических системах малой дальности – это противотанковые ракеты (предназначенные также для поражения укреплений), ракеты "воздух-воздух" и малокалиберные (30-40 мм) снаряды для поражения воздушных целей. Еще одно вероятное направление – использование ГПВРД в противоракетах, предназначенных для перехвата баллистических ракет на начальном участке траектории.


С другой стороны, применение гиперзвуковых технологий способно привести к появлению принципиально новых классов стратегических систем. Наиболее консервативный вариант – использование гиперзвуковых аппаратов в качестве "маневрирующих боеголовок" для традиционных баллистических ракет.


Отметим, что баллистическая ракета большой дальности мало уязвима на среднем участке траектории (поскольку окружена огромным количеством легких ложных целей, дипольными отражателями и постановщиками помех), но уязвима на начальном и конечном участках траектории (легкие ложные цели отсеиваются самой атмосферой, в итоге боеголовку сопровождает только небольшое количество тяжелых ЛЦ). При этом и боеголовка, и ее "свита" представляют собой набор неманеврирующих баллистических целей, что радикально облегчает задачу ПРО. Однако скоростная и маневрирующая "машина" с ГПВРД практически неуязвима для нынешних средств ПВО и ПРО. В итоге, объединив классическую МБР с гиперзвуковым маневрирующим боевым блоком, можно добиться надежного прорыва соответствующего эшелона противоракетной обороны.


Иными словами, речь идет о технологии, способной действительно совершить переворот в военном деле. Гиперзвуковая угроза неизбежно станет реальностью в весьма обозримом будущем.


 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 7

0  
Tihiro 18.08.2012 16:51 [Материал]
+++
0  
Антоний 18.08.2012 15:29 [Материал]
В России скоро вообще может ничего не полететь! К железу еще и головы умные нужны! И наших детей НАМЕРЕННО дураками еще в школе делают! Капиталистический строй надо немедленно МЕНЯТЬ, чтобы он не угробил ВСЕ человечество, вместе с капиталистами!
0  
shyriac 18.08.2012 18:09 [Материал]
А что ты расстраиваешься?Ты то собрался нас покинуть в декабре,так что строй поменять не успеем... biggrin biggrin biggrin Хотя вынужден огорчить тебя и тебе подобных - вместо БП(большой переход)случится БО(большой облом),так что можешь нервно фрактально вибрировать и придумывать себе новый аватар(под старым небось стыдно будет здесь появляться) smile smile smile
0  
Антоний 18.08.2012 19:22 [Материал]
Я вижу, что главной целью своей бесполезной жизни вы, shyriac, для себя определили, постоянное противопоставление моим словам, своей глупости!

Не тратьте время понапрасну! Ваша дурь последнему кретину видна, так, что я не буду утруждать себя даже репликами на ваш словесный понос!
0  
shyriac 18.08.2012 19:32 [Материал]
Куда же вы? А доказательства ,что вы-"заслуженный юрист"? Многие ждут с нетерпением... biggrin
0  
gvar 18.08.2012 15:13 [Материал]
сего такие переживания, у России давно такие ракеты есть biggrin
0  
Alexei2012 18.08.2012 14:07 [Материал]
biggrin Теперь «жди» новых сообщений о НЛО. А если бы, скажем в бинокль, я вот такое увидел ….
То точно бы решил – ну вот «они» и прилетели. Дошутились. А это всего лишь новый тип сверх звукового самолета (х6). Он, правда, взорвался при испытании. Но он явно не последний.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Чистый воздух способствует развитию опасного заболевания, выяснили ученые
С какой целью ты оспариваешь мои слова? Хочешь выставиться? Диоксид серы это кислотное основание. Пр (от Везунчик)
Чистый воздух способствует развитию опасного заболевания, выяснили ученые
Диоксид серы не является окислителем, его и используют для остановки окислительных процессов, наприм (от Проводник)
Чистый воздух способствует развитию опасного заболевания, выяснили ученые
Gr70, поддержу тебя, поскольку что накапливается в фильтрах кондеев, многим неинтересно, но когда сн (от Проводник)
Ежегодное изъятие 5,1 млрд тонн СО2 из атмосферы остановит потепление
Просто кто-то очень хочет подстроить климат планеты под себя.   topzz)
Ежегодное изъятие 5,1 млрд тонн СО2 из атмосферы остановит потепление
Это глобальный обман, причины его озвучены уже неоднократно и давно. (от Проводник)