31.08.2013 Начиная учить второй язык после того, как выучили первый, мы заставляем
мозг создавать новые нейронные структуры и втискивать их в уже
существующую архитектуру нервных цепей.
Известно, что чем раньше человек приступит к изучению иностранного, тем
бόльших успехов он в этом достигнет. Лучше всего, как показывает
практика, если вы постигаете сразу два языка, причём начав в раннем
детстве.
Очевидно, это как-то связано с развитием мозга — и исследователи из
Университета Макгилла
(Канада) выяснили, как. С помощью специальной программы Дениз Клейн
проанализировала вместе с коллегами фМРТ-снимки мозга нескольких
десятков жителей Монреаля, мужчин и женщин, 66 из которых владели двумя
языками, а 22 — только одним. Одни из двуязычных испытуемых учили оба
языка сразу и с самого раннего возраста (с рождения и до трёх лет);
другие начинали осваивать второй язык, уже приобретя определённую
беглость в первом (у них такое обучение начиналось либо с 4–7, либо с
8–13 лет).
Оказалось, как пишут авторы работы в
Brain and Language,
что строение мозга у одноязычных людей не отличается от такового у тех,
кто начал учить оба языка с самого раннего детства. А вот у подопытных,
приступивших ко второму языку немного позже, наблюдались особенности:
некоторые зоны коры, особенно в районе левой нижней лобной извилины,
были заметно утолщены, а симметричная область в районе правой нижней
лобной извилины, наоборот, была тоньше.
То есть поздний старт в изучении иностранного приводил к появлению новых нервных клеток и к перестройке серого вещества.
Для нового языка требовались новые нейронные цепи, в первую очередь
связанные, по мнению учёных, с моторной и координационной функцией,
управляющей речью. Такие мощные структурные перестройки как раз и могут
служить причиной того, что язык даётся с трудом: ведь всю эту новую
нейронную машинерию нужно как-то интегрировать в уже существующую
клеточную архитектуру.
А вот если человек начинает учить оба языка одновременно, то у него в
одни и те же нейронные структуры, по-видимому, умещаются оба языка, и
новых клеток и нейронных сетей не требуется. Так что трудности,
возникающие при позднем старте в изучении второго языка, происходят
из-за структурных особенностей нашего мозга, кои, в свою очередь, берут
начало в динамике его развития.
Сompulenta