Выбор фона:
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Различают ли дети добро и зло?
29.10.2013

Различают ли дети добро и зло?

Оценка: 0.0    2297 2 Наука и Технологии
22:05
Даже трёхмесячный ребёнок способен отличить хорошего персонажа кукольного представления от плохого: на тех, кто ведёт себя как следует, младенец смотрит дольше. Ещё через три месяца дитя начинает тянуть ручки к хорошим куклам, а в свой первый день рождения стремится наказать плохого, отбирая у него угощение и даже поколачивая.

Кажется, будто мораль (или по крайней мере её корни) заложены в нас эволюцией настолько основательно, что даже младенцы демонстрируют понимание правил поведения. Выяснению этого вопроса посвящена книга «Всего лишь младенцы: происхождение добра и зла» (Just Babies: The origins of good and evil), которую написал профессор психологии Пол Блум из Йельского университета (США). Он отвергает мысль о том, что новорождённый человек — tabula rasa. По его мнению, мы обладаем природным и универсальным нравственным чувством.
Врождённая способность к эмпатии не означает, что нам свойственны представления о добре и зле с колыбели. (Фото Ghislain & Marie David de Lossy / Getty.)

Г-н Блум — серьёзный учёный. На его счету несколько нашумевших экспериментов, в том числе упомянутое выше кукольное представление. Живым и доступным слогом он пишет также об исследованиях, в которых принимали участие взрослые представители разных культур, в том числе современные охотники и собиратели. Автор обращается также к философии и религии, соглашаясь с тем, что основания этики можно увидеть в стремлении противодействовать «аморальной силе естественного отбора».

Очевидно, что принцип «возлюби ближнего своего» имеет эволюционные корни. Но г-на Блума интересует более сложный вопрос о происхождении универсальной морали. Дарвин, к примеру, ставил на групповой отбор: те признаки, которые побуждают человека сотрудничать с другими людьми, выживают, ибо группы, члены которых взаимодействуют, выигрывают конкуренцию с теми, у которых принято тянуть одеяло на себя. У этой, на первый взгляд, логичной гипотезы есть, однако, серьёзный недостаток: надо ещё доказать, что действительно могут существовать группы, в которых все сотрудничают друг с другом, ведь появление в них хотя бы одного эгоиста портит всю картину. Поэтому в своё время было сделано уточнение: конкуренцию выигрывают те коллективы, в которых «хорошие» наказывают «плохих».

Обратите, пожалуйста, внимание на то, что в данном аспекте речь не идёт о философских категориях добра и зла. Эволюционные психологи и социологи обсуждают причины, по которым одни правила поведения начинают превалировать над другими. Мораль с этой точки зрения относительна: нравственно то, что в данный момент таковым считает большинство. Из экспериментов с куклами на самом деле нельзя сделать вывод о том, что люди обладают врождённым представлением о добре и зле в их абсолютном понимании. Ребёнок всего лишь отображает знакомое ему поведение, и не более того. Это подтверждают самые разные исследования. Например, дети возрастом менее трёх дней уже отличают голос матери от голоса незнакомца: начинают сосать пустышку, когда им читает именно мать, а не кто-то другой. Очень рано формируются предпочтения, касающиеся лиц: детям белых родителей нравятся европеоидные черты, эфиопам — эфиопские. Малыши, растущие в смешанных группах, не видят между ними разницы.

Интересно, что, как указывает г-н Блум, позднее — примерно к трём годам — предпочтения относительно лиц исчезают, и дети спокойно играют в одной компании с представителями других рас. Это говорит о том, что принцип «возлюби ближнего своего» мы принимаем уже в более сознательном возрасте, когда понимаем, что можем пасть жертвой чужих интересов и ради защиты надо с кем-то подружиться: так рождается различение «мы» и «они».

В 1954 году психологи Музафер Шериф и Генри Тайфель продемонстрировали это очень хорошо. Они разделили мальчиков, приехавших отдохнуть в летнем лагере в штате Оклахома, на две группы. Все они были белыми, всем было по десять лет, все выходцы из среднего класса. Первая неделя прошла идеально: группы не общались между собой и ничего друг о друге не знали.

Затем мальчикам сказали, что их отряд вот-вот объединят с другим. Ребята были очень недовольны. Шериф подслушал расистские высказывания, которые участники обеих групп отпускали по поводу новоявленных «врагов». Вскоре настороженность переросла в открытую неприязнь: начались воровство и порча чужого имущества. Просто поразительно, насколько легко люди делят человечество на «ближних» и «дальних», подчиняясь слепому случаю.

Из вышесказанного с очевидностью следует, что человек обладает врождённой способностью различать своё и чужое. В раннем детстве это проявляется на уровне «знакомо — незнакомо», а затем возникает чёткое понимание, что дружить надо против кого-то. И в детстве, и в зрелости большинство из нас очень просто подходит к вопросу о том, что такое добро: мы выбираем те принципы поведения, которых держатся «свои». Вот и весь секрет морали, которая в этом свете, конечно, предстаёт довольно-таки аморальной: нельзя быть добрым ради выгоды.

Великолепный пример такой психологической установки демонстрируют люди, которые держатся консервативных политических взглядов. Им понятно, когда человек заботится о родных и близких, друзьях, «корешах» и прочих индивидах, с которыми он случайно оказался на одной скамье социальной лодки. А либерал вызывает у них совершеннейшее недоумение: тот, кто требует равенства всех перед законом, кажется им марсианином, ибо предлагает подумать о «дальних», призывает отменить разделение на своих и чужих. «Не надо раскачивать лодку», — ласково убеждает консерватор этого странного человека, искренне желая ему счастья. То, что либерал называет коррупцией, для консерватора — проявление нормальной заботы о детях и друзьях юности.

В определённых философских кругах либерализм считается естественным следствием отказа от врождённой психологической установки. Только таким образом и возможно очищение понятий добра, чести, благородства, совести от конъюнктурной шелухи: «На том стою и не могу иначе». Даже если против меня весь мир.

Как указывает г-н Блум, даже шимпанзе и крысы демонстрируют эмпатию. Вероятно, физиологическую основу человеческих представлений о добре и зле следует искать именно в том, что мы тоже рождаемся вооружёнными не только инстинктом самосохранения.

Подготовлено по материалам NewScientist.

 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 2

0  
TANATOS 30.10.2013 08:16 [Материал]
facepalm
0  
cattussapiens 30.10.2013 01:05 [Материал]
Ещё через три месяца дитя начинает тянуть ручки к хорошим куклам


Но "хорошие" эти куклы лишь с точки зрения взрослого г-на Блума. К тому же у детских игрушек внешность ярко выражает "плохая" она или "хорошая" smile
Интересно, к какой категории Блум относит кукол серии Монстр хай? smile
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

ТОП Новостей
Материалов за сегодня нет.
Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Ежегодное изъятие 5,1 млрд тонн СО2 из атмосферы остановит потепление
Да, и это совсем не люди, но руками людей, которые не осознают последствия этого, по другому сказать (от Проводник)
Чистый воздух способствует развитию опасного заболевания, выяснили ученые
Мнение может высказывать любой. Но, есть люди, почему-то считающие, что есть два мнения: его и непра (от Проводник)
Чистый воздух способствует развитию опасного заболевания, выяснили ученые
С какой целью ты оспариваешь мои слова? Хочешь выставиться? Диоксид серы это кислотное основание. Пр (от Везунчик)
Чистый воздух способствует развитию опасного заболевания, выяснили ученые
Диоксид серы не является окислителем, его и используют для остановки окислительных процессов, наприм (от Проводник)
Чистый воздух способствует развитию опасного заболевания, выяснили ученые
Gr70, поддержу тебя, поскольку что накапливается в фильтрах кондеев, многим неинтересно, но когда сн (от Проводник)