Земля. Хроники Жизни.

Статистика

Онлайн всего: 278
Пользователей: 260
Новых: 18
Cher, validol, dzeta, avrora, uhastiki, southeast, Южанин, Voron, sprint22, Toshkin, AzuR, bond, Darking, Vovin_papa, PavlovVM, Astron, autoanswer, Виктория
Главная » 2013 » Декабрь » 18 » Астрономы нашли экзопланету Лахман-16 всего в 6,6 светового года от Солнца
Астрономы нашли экзопланету Лахман-16 всего в 6,6 светового года от Солнца

Астрономы, ведомые Анри Боффином (Henri Boffin) из Европейской южной обсерватории (Чили), использовали мощности «Очень большого телескопа», чтобы изучить систему Лахман-16, отстоящую от нас на 6,6 светового года. Наблюдения велись каждые пять–шесть дней с 14 апреля по 22 июня 2013 года.

Благодаря высокой чувствительности использованных инструментов, даже крохотные изменения орбит вращения обоих карликов вокруг общего центра масс были описаны вдесятеро точнее, чем когда-либо, — вплоть до нескольких тысячных угловых секунд. Да-да, это сравнимо с тем, что наблюдатель из Парижа определил бы положение человека, находящегося в Нью-Йорке, с точностью в 10 см.

Лахман-16, как выяснилось, располагает экзопланетой — второй по удалённости из известных после Альфы Центавра b, найденной в прошлом году. (Иллюстрация NASA / JPL / Gemini Observatory / AURA / NSF.)

В итоге были уточнены массы обоих коричневых карликов: 30–50 наших юпитеров. Кроме того, стал известен период их вращения вокруг общего центра масс, равный 20 годам. И самое важное: обнаружены отклонения от расчётной траектории, указывающие на наличие некоей третьей силы, которая влияет на движение обоих субзвёздных тел.

Увы, если коричневые карлики системы Лахман-16 (она же WISE 1049-5319) так тусклы, что были обнаружены лишь в 2013 году (куда позже других систем на таком удалении), то найти их планетарного компаньона будет ещё сложнее: его почти наверняка нельзя заметить по транзиту перед диском родительской звезды, благо настоящих светил там нет. Поэтому информация о второй по удалённости из известных экзопланет пока очень скудна.
Хорошо видно, что Лахман-16 — ближайшая система к Альфе Центавра. Как мы теперь знаем, в каждой из них есть как минимум по одной планете. И только начало! Завтрашние телескопы и не такого наоткрывают. (Илл. Le Figaro.)

Время её обращения вокруг центральной пары коричневых карликов — где-то между двумя месяцами и годом. Масса, увы, пока не определена, но может попасть в очень специфическую переходную категорию между «суперюпитерами» массой до 10 юпитерианских и собственно коричневыми карликами. То, что найденная планета, скорее всего, очень массивна, очевидно: тело земной массы и размеров найти в столь тёмном месте непросто.

Тем не менее возможность существования в системе Лахман-16 менее массивных тел, чем газовые гиганты, следует оценивать довольно высоко («умеренно», мы бы сказали). Ни теории планетообразования, ни наблюдения за газовыми гигантами Солнечной системы не дают оснований предполагать, что они могут быть лишены спутников, и часть из таких тел в нашей, скажем, системе имеет атмосферу значительно плотнее земной. К сожалению, уверенное обнаружение как таких экзолун, так и гипотетических негигантских планет будет возможно лишь после ввода в строй более мощных телескопов космического базирования, что ожидается через несколько лет.

Отчёт об исследовании вскоре появится в журнале Astronomy & Astrophysics, а его препринт доступен на сайте arXiv.

Подготовлено по материалам Института Карнеги.
Категория: Космос | Просмотров: 1117 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 0.0/| Оценить |Источник:http://compulenta.computerra.ru