/ Новости сайта / Тайны истории / Василиски и грифоны в украшениях Свято-Троицкого монастыря
12.12.2019

Василиски и грифоны в украшениях Свято-Троицкого монастыря

Оценка: 0.0    4358 2 Тайны истории
19:25
Как могли сказочные герои классического бестиария стать частичкой украшения православных соборов?

Как-то, гуляя по Мурому, я зашла на территорию Свято-Троицкого монастыря. Присмотревшись к узорам монастырских изразцов, я неожиданно обнаружила на них странные изображения: василиск, грифоны, диковинные птицы и еще какие-то существа, видимо, из классического бестиария. Как могли эти сказочные герои стать частичкой украшения православного собора?



Иностранные гости

Считается, что изразцы завезли в Московское государство белорусские мастера в конце XV – начале XVI века. В то время они искали защиты от польских угнетателей под рукой государя московского. На Руси западные ремесленники стали заниматься привычным для себя делом − радовать люд честной расписными плиточками. Надо сказать, что изразцы быстро завоевали популярность. Вскоре они украсили стены собора Василия Блаженного, построенного в Москве.

Что же представляли собой симпатичные узорчатые квадратики? Это глиняная обожженная плитка с румпой (коробчатым выступом на задней стороне изразца) для крепления на стене или печи. Изразцы выливали в деревянных формах с вырезанным объемным рисунком методом так называемой набивки. Кстати, подобным образом украшались узором и знаменитые тульские печатные пряники.

Трава-мурава

В начале XVII века в Москве было налажено массовое производство муравленых изразцов, покрытых изумрудной глазурью. Такое название эти плиточки получили в честь зеленой травы-муравы.

Расцвет русского изразцового искусства наступил во второй половине XVII века и был связан с широким распространением рельефных многоцветных изразцов. Белорусские мастера принесли в Москву секреты изготовления непрозрачных глазурей, или эмалей.

Изразцовые фасадные элементы украсили многочисленные здания и сооружения того времени. Москва сохранила некоторые из них. Это, например, Покровский собор (1671-1679 годы) и Мостовая башня (начало 1670-х годов) в Измайлове, изразцы для которых были выполнены московскими мастерами Степаном Ивановым (Полубесом) и Игнатом Максимовым.


Свято-Троицкий монастырь в Муроме.

Муромский купец Цветнов

Постепенно узорчатые плитки завоевали и провинцию. Печи, покрытые изразцами, стали на Руси главным элементом интерьеров домов.

К середине XVII века большие мастерские, производившие изразцы, появились в Ярославле, Владимире, Суздале и других городах. Правда, узорчатые плиточки мастера гончарного дела изготавливали лишь в небольших количествах.

В 1642 году на месте обветшавшей деревянной Троицкой церквушки, что стояла в центре провинциального Мурома, на «старом городище», был заложен новый каменный храм. Его создателем стал муромский купец Тарасий Цветнов. Надо сказать, что Тарасий Борисович, сын известного купца, относился к гостиной сотне – сословию русских торговцев, куда причислялись состоятельные и достойные люди. Цветновы торговали москательными товарами: красками, клеем и прочим. Они вели дела в разных русских городах. Часто бывали и в столице.

Цветнов был человеком начитанным, отличался тонким художественным вкусом. И его отец, и он сам покупал книги в книжной лавке Московского печатного двора. Среди них – «Книга о вере» и «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого) – «бестселлеры» того времени.

И вознесся храм!

Пребывая в столице, Тарасий Борисович отметил такую новинку, как узорчатые изразцы, и задумал создать нарядный собор на своей родине. Только вот где взять в Муроме нужное количество изразцов? Стены храма − не лежанка в доме купеческом, и плиточек цветных для них много потребуется. И решил Тарасий открыть в Муроме временную мастерскую по производству изразцов. В город прибыл из столицы опытный мастер-изразечник. Он же привез и свои формы. Работа закипела.

И вот летом 1643 года, меньше чем через год после начала строительства, над Муромом вознеслись купола храма, которому на несколько столетий суждено было стать одним из главных украшений города. Стены Свято-Троицкого собора опоясали гирлянды изразцовых поясов. Плиточки ярко-золотого и изумрудного цветов сияли на белоснежных стенах. А когда на собор падали лучи солнца, казалось, что он переливается разноцветными огнями. Красоту эту дополняли изумрудная черепица главок и сияние золотых крестов.


Свято-Троицкий монастырь в Муроме.

Солнце, Перун и русалки

Красота муромских изразцов дополнялась еще и диковинными изображениями на них. На золотой и изумрудной поверхности лихие всадники перемежались невиданными птицами, драконами, василисками и грифонами. Как же все эти обитатели бестиария попали на стены храма? Попробуем отыскать ответ на этот вопрос.

В далекие времена, когда славянские народы поклонялись еще сонму богов, люди начали помещать на свои дома вырезанные из дерева плитки. Причем не в качестве украшения. В те времена человек чувствовал себя бессильным перед жестокими природными стихиями и с помощью таких самодельных талисманов пытался их усмирить или хоть как-то договориться с ними. Эти охранные символы размещались на уязвимых участках жилища и двора. «Непробиваемым» орнаментом они закрывали ворота, двери, окна, застрехи, через которые враждебная сила могла проникнуть к человеку.

На фасаде дома славяне часто изображали солнце, которое должно было защитить людей от ночной нечисти. Кроме того, там размещался и громовой знак, круг, разделенный на шесть секторов, – символ Перуна, оберегавший дом от попадания в него молнии. Рядом с символом солнца почти всегда изображали знак засеянного поля, обозначающий единство неба и земли.

Удивительно, но существа, которых ныне мы считаем нечистой силой, вставали на защиту жилищ наших предков. Так, русалки были призваны оберегать дом от упырей и потому изображались на наличниках окон и дверях.
Так может быть, изображения на изразцах – это отголосок того далекого языческого прошлого? Но не так все просто.


Виктор Васнецов «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали», 1896 год

Александр Македонский и райские птицы

Современные исследователи утверждают, что темы изображений на изразцах взяты из литературных источников.

На изразцах Свято-Троицкого собора, с которых мы начали свой рассказ, рядом с драконами и василисками соседствуют вполне реалистичные всадники. Кто бы это мог быть? Александр Македонский и его войско! И как же, спросите вы, их туда занесло?

Дело в том, что в конце XVI и XVII веке излюбленным литературным чтением русского человека была «Александрия» – повесть о жизни и походах Александра Македонского. Множество списков повести, украшенных самобытными рисунками, ходило тогда по рукам. Увлекательные приключения Александра открывали богатейшие возможности для иллюстраторов. Там мастера и нашли темы рисунков для будущих изразцов. И вот на плиточках появились всадники, пушкари и сам царь Александр Македонский.

Следующий «фаворит» керамических плиток – птицы с женскими головами, легендарные сирин, гамаюн и алконост. Все это – излюбленные персонажи русских легенд и песен. Гамаюн − вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее. Когда гамаюн летит со стороны восхода, приходит смертоносная буря. Сирин и алконост − птицы радости и печали, появившиеся из мифологических сказаний Древней Греции. Потом эти птички стали излюбленными героями в русском лубочном творчестве. На русской земле экзотические птицы стали называться райскими. И зачастую изображались с нимбом − символом святости − над головой.

Василиски, драконы…

В русских сказках частенько встречается василиск − огромный змей, убивающий своим дыханием, взглядом и ядом. Бывают василиски с головой индюка, глазами жабы, крыльями летучей мыши и змеиным хвостом. Иногда их изображают в виде огромной ящерицы с гребнем на голове и раздвоенным языком, а иной раз − с телом петуха и хвостом змеи. Считается, что своим взглядом василиск превращает все живое в камень. Впрочем, если он увидит собственное отражение в воде, солнечный свет или услышит крик петуха, то немедленно умрет. Василиски живут в каменных пещерах, питаются камнями и выползают наружу только по ночам. Вылупляются они из куриных яиц, высиженных жабой. Сами же эти мифические существа несут яйца, из которых появляются гадюки.

Ну а дракон, изображение которого часто встречается на изразцах, не кто иной, как всем известный Змей Горыныч. В сказках он крадет с неба солнце и, налегая чешуйчатой грудью на ясный лик кроткой луны, заслоняет ее трепетный свет от взора человеческого, повергая в ужас всю живую природу.

…и грифоны

А кто же такой грифон, изображение которого также встречается на изразцах? Это фантастическое чудище, полуорел-полулев с длинным змеиным хвостом. Сочетание в одном существе черт двух животных – царей зверей и птиц – указывает на то, что грифон олицетворяет силу, бдительность и возмездие.

Кроме того, во многих легендах грифоны – это надежные стражи. Именно им доверяли охрану ценностей, райских яблочек и прочих сокровищ. А еще грифоны – необычайно честные существа. Принеся однажды клятву, они будут до конца верны своему слову. И никакие жизненные обстоятельства не смогут подтолкнуть грифона к измене.

Разглядывая изразцы на стенах Троицкого монастыря, забываешь о том, что на дворе уже ХХI век, и невольно погружаешься в далекое прошлое, когда на земле водились прекрасные и ужасные, благородные и бесчестные, храбрые и трусливые, честные и лживые удивительные существа… Впрочем, если задуматься, все было так же, как и в наши дни.

Елена ЛЯКИНА

 

Поделитесь в социальных сетях


Комментарии 2

+1  
RaVest 06.02.2014 21:17
Автор однозначно не владеет знаниями...
Меня всегда поражает, когда человек пишет "глубокомысленные" тексты, но при этом полный нуль в теме о которой он пишет.
crazy
+1  
Partagas_Tituram 06.02.2014 20:30
Автор пытается объяснить несуразности в интерьере православного храма. Делает это до того неуклюже и примитивно, что возникает вопрос: то ли автор дурак, то ли читателей за дураков держит. Привезённые из Греции сказки стали излюбленными русскими. Да что Вы говорите. Елена ЛЯКИНА может ли хоть одну сказочку про Алконоста рассказать? Излюбленную. А про грифона?
Тоже излюбленную. Какая Греция? Не было никаких греций-специй в 16 веке. И в 17 не было, и в 18 тоже. Но не это главное. По православному канону Храм - это дом Бога. По мнению Е. Лякиной, которое она нам пытается навязать, верующие разукрашивали эту святыню всякими змеюками, гадюками и др.чудищами, которые цитирую: "Вылупляются они из куриных яиц, высиженных жабой. Сами же эти мифические существа несут яйца, из которых появляются гадюки." Проще говоря, верующие, строя дом Божий, при этом святотатствовали. О, как! Пусть разрисует тогда наш Белый дом правительства всякими гадёнышами, Фредди Крюгерами со Шнеками и доложит Медведеву про сказки и киношки. Если Лякина в это верит, то к её услугам имеется специализированное медицинское учреждение. Может, оздоровят болезную. Но скорее всего, она нас за идиотов держит.
А всё просто. Строили не православные, а ДЛЯ православных. Купца напрягли, он профинансировал, итальянцы построили по образцу католических. В европах на всех церквях такая мерзость присутствует. Почему? Да потому что религия пришла с востока с ихними иллюминатскими штрих-кодами. Да потому что сатанизм не вчера появился и бесовщину не вчера насаждать стали силы Тьмы. Давний процесс
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разговоры у камина
Календарь