/ Новости сайта / Космос / Астрономы открыли новую ближайшую к Земле сверхскоростную звезду
13.05.2014

Астрономы открыли новую ближайшую к Земле сверхскоростную звезду

Американские исследователи из Университета Юты объявили об открытии новой сверхскоростной звезды, признанной самой близкой к Земле, а также второй в списке самых ярких крупных звезд, известных на данный момент. Данное открытие, подробности которого обнародованы в журнале Astrophysical Journal Letters, стало возможным благодаря установке для изучения звезд Млечного Пути LAMOST — мультиобъектному волоконному спектроскопическому телескопу, размещенному на территории Китая.

Новая звезда получила условное обозначение LAMOST-HVS1. Ее уникальность заключается в необычайно высокой скорости — 2,24 миллиона километров в час относительно Солнечной системы (1,76 миллиона километров в час относительно скорости центра Млечного Пути). При этом скорость стандартной звезды, как правило, не превышает 800 тысяч километров в час.

Близость открытой звезды к Земле, между тем, является весьма условной. Согласно подсчетам астрономов, расстояние между нашей планетой и LAMOST-HVS1 составляет не менее 42 тысяч световых лет (примерно 399 квадриллионов километров).

Яркость новооткрытой звезды составляет порядка 13m. Для того чтобы разглядеть ее свет с Земли невооруженным взглядом этот показатель должен быть в 630 раз больше, отмечают авторы исследования. Между тем, в настоящее время ученые знают лишь одну более яркую звезду — HD 271791.

Ученые подсчитали, что масса данной звезды превышает массу Солнца почти в девять раз, температура на ее поверхности превышает солнечную в четыре раза, а яркость — в 3400 раз. Впрочем, Солнце гораздо старше LAMOST-HVS1. Если возраст Солнца оценивается учеными примерно в 4,6 миллиарда лет, то возраст новооткрытой звезды не превышает 32 миллионов лет.

Исследование открытой звезды будет продолжено — астрономы рассчитывают на то, что LAMOST-HVS1 может дать им сведения о сверхмассивной черной дыре, предположительно располагающейся в центре Млечного Пути. Кроме того, они надеются получить новую информацию об ореоле темной материи, который окружает нашу галактику и по сей день для научного мира остается загадкой.

Некоторые ученые высказывают предположения о том, что ранее сверхскоростные звезды представляли собой систему звезд — так называемые двойные звезды, которые вращаются одна вокруг другой. Лишились своего спутника такие звезды, по мнению авторов этой теории, после того, как они слишком близко подошли к той самой галактической черной дыре, чья масса превышает массу Солнца более чем в четыре миллиона раз. Одна из двойных звезд могла быть затянута в черную дыру, а вторая — с огромной силой отброшена в космическое пространство.

И LAMOST-HVS1, и открытые ранее сверхскоростные звезды располагаются над диском Млечного Пути, однако их распределение, по словам ученых, свидетельствует о том, что их формирование происходило скорее вблизи галактического центра, нежели на ее окраинах.