/ Новости сайта / Космос / "Фила" отскочила от поверхности кометы несколько раз
13.11.2014

"Фила" отскочила от поверхности кометы несколько раз

Посадить космический аппарат на поверхность кометы едва ли не так же сложно, как сделать укол бактерии. Но ювелирную работу всё же удалось провести руководителям миссии "Розетта", которые спустили на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко посадочный модуль "Фила", даже несмотря на то, что активная система спуска аппарата оказалась неисправна при его включении. С этим прорывом европейских учёных также поздравило NASA.

"Аппарат "Филы" спустился на комету и пережил посадку. Он сел в строго намеченном месте и, конечно же, на той самой комете, за которой мы охотились с самого начала миссии", — рассказывает Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain), генеральный директор ЕКА.

Посадка аппарата не могла считаться выполненной до тех пор, пока "Фила" не установил канал связи с орбитальным зондом "Розетта", на котором он прилетел к комете и с помощью которого теперь будет осуществлять коммуникацию с Землёй.

Как выяснилось после установления связи между двумя аппаратами, "Фила" не менее трёх раз отскочил от поверхности кометы из-за того, что гарпуны не смогли прикрепить его с первого раза. Эти тревожные новости поступили спустя несколько часов после того, как стало ясно, что робот уже находится на поверхности Чурюмова-Герасименко.

Аппарат "Филы" успел передать снимки первичной посадки (фото ESA/Rosetta/Philae/CIVA).

Первичные сигналы, переданные аппаратами наземной станции, свидетельствовали о том, что "Фила" погрузил свои "ноги" на 4 сантиметра вглубь поверхности небесного тела, что позволило предположить, что верхний слой кометы состоит из мягких пород. Однако позднее выяснилось, что аппарат по-прежнему нестабилен, и всё ещё неизвестно, сможет ли он надёжно прикрепиться к комете.

Последующие известия поступят во второй половине дня по московскому времени в четверг 13 ноября 2014 года, когда будет установлена полноценная связь с "Розеттой". Дело в том, что орбитальный аппарат находился в зоне доступа радиоволн на протяжении всего времени спуска посадочного модуля, но, когда тот оказался уже на поверхности, "Розетта" вышла из зоны "видимости". Коммуникация будет восстановлена несколько позднее, и к тому моменту учёные уже будут знать о дальнейшем ходе своей миссии.

Анализ существующих данных позволяет рассмотреть и ещё один сценарий: "Фила" мог отскочить от поверхности кометы после первой посадки, витать в космосе на протяжении некоторого времени, после чего совершить ещё одну посадку. Соприкосновений с кометой могло быть и больше. В таком случае, утверждают руководители миссии, между первой и второй высадкой могло пройти примерно два часа, а между второй и третьей — не более десяти минут.

Даже если дальнейший ход миссии не будет соответствовать планам ЕКА, приятно осознавать, что "Розетта" и "Фила" уже успели сделать несколько значимых открытий за время своей работы. Самым интересным из них за последнее время оказалась "песня" кометы Чурюмова-Герасименко.

Этот снимок "Филы" передал во время семичасового спуска (фото ESA/Rosetta/Philae/CIVA).

Один из пяти инструментов "Розетты", Rosetta Plasma Consortium, спроектированный для изучения взаимодействий ядра кометы с солнечным ветром и другими космическими явлениями, обнаружил таинственный сигнал в диапазоне частот 40-50 миллигерц.

Судя по всему, посчитали учёные, какое-то взаимодействие заставило слабое магнитное поле кометы колебаться. Руководители миссии решили, что колебания могут быть ионизацией нейтральных частиц хвоста кометы, которая возникает при столкновении их с высокоэнергетическими частицами межпланетного космического пространства. А поскольку частицы кометного хвоста оказываются электрически заряженными, то плазма кометы (ионизированный газ) взаимодействует с кометным магнитным полем, в результате чего возникают колебания.

Однако на этот счёт пока ещё рано делать выводы. Учёные ЕКА всё же надеются, что миссия не пострадает из-за неисправности гарпунной системы, и им удастся раскрыть загадку "песни" кометы и многие её другие тайны.

бякин 14.11.2014 04:23 [Материал]
С какой скоростью летит эта комета?
С какой скоростью земная железка ее догнала, несколько раз подпрыгнула над ней, сделала пируэт, и вдула ей своим наскоком? Фантастика! smile
Окуеть можно от этой хуцпы.
2014 13.11.2014 21:55 [Материал]
Задержка радиосигнала 1 час. Пусть кто нибудь загонит машину в гараж с задержкой хотя бы 5 минут biggrin
alleader 13.11.2014 19:28 [Материал]
Т.е. гравитационного притяжения опять не обнаружено?
gens-bk 13.11.2014 16:41 [Материал]
Неужели в это кто-то верит? wacko Если бы это был сюжет голливудского фильма, я бы поверил... А так фейк и не более! Попытка оправдаться перед спонсорами. cool
Cherug 13.11.2014 16:16 [Материал]
А какая скорость этой кометы, кто знает?
gens-bk 13.11.2014 16:36 [Материал]
Скорость кометы примерно 15,2 км/с, скорость вращения не более 1 м/с.
Evgeniy 13.11.2014 16:36 [Материал]