Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Тайна свитков Мертвого моря
02.09.2015

Тайна свитков Мертвого моря

Оценка: 0.0    4134 1 Тайны истории
12:56
В июне 1883 года выкрест Моисей Шапиро (то есть крещеный еврей), торговавший предметами старины в Иерусалиме, приехал в Лондон с довольно необычной находкой. Шапиро привез пятнадцать пергаментных свитков с письменами, которые, по его словам, были обнаружены арабскими пастухами в некой пещере в холмах Палестины.

Письмена представляли собой варианты фрагментов из библейской книги Второзакония, включая десять заповедей. Судя по начертанию букв еврейского алфавита, манускрипт был создан в VI веке до н.э. А, может быть, даже и раньше.

Возраст находки - если, конечно, она была подлинной - превосходил самые ранние тексты Ветхого Завета (IX век н.э.) почти на полторы тысячи лет. Вполне понятно и естественно, что Моисей Шапиро хотел получить за них огромные деньги.

Однако этот торговец пользовался дурной репутацией в мире знатоков и любителей древностей. Десятью годами раньше его имя "засветилось" в скандале с фальшивыми находками из Дибана, что в Иордании.

Обнаруженная там в 1868 году надпись на большой базальтовой плите казалась одним из самых сенсационных открытий в археологии того времени, и поиски были продолжены. Арабы нашли несколько горшков, покрытых похожими письменами. Моисей Шапиро купил у них эти горшки и перепродал в Германии. Он выплатил арабам часть полученных денег для дальнейших поисков.

Однако горшки оказались поддельными, обман был раскрыт доктором Шарлем Клермоном-Ганно, автором первой академической публикации о "библейском камне". Вполне возможно, что сам Шапиро и не был виноват, но его репутация торговца была подмочена.

Поэтому неудивительно, что когда в 1878 году Шапиро рассказал о манускриптах немецким чиновникам, то столкнулся со вполне закономерным недоверием с их стороны. Несколько лет спустя Шапиро прочитал о последнем открытии в области библейской археологии.

Был найден новый аналитический метод, который позволял определить авторов текстов Ветхого Завета. К примеру, в некоторых фрагментах упоминалось имя Яхве (Иегова), в других же - Элохим. Немецкие ученые утверждали, что по этим словам можно разделить источники на несколько групп.

Внимательно посмотрев свои свитки, Моисей Шапиро в изумлении обнаружил, что там упоминалось только имя Элохим. Выходит, он был обладателем одного из источников Библии. В воображении торговца замаячили золотые горы...

К 1883 году Шапиро завершил новый перевод текстов и с благословения профессора Шредера, немецкого консула в Бейруте, отвез находки в Германию, в Берлин, чтобы представить экспертам.

Но после полуторачасовых дебатов члены комиссии объявили манускрипты... "хитроумной и бесстыдной подделкой", то есть инцидент с "моавитянскими горшками" не был предан забвению.

Но Шапиро не сдался. Он срочно переехал в Лондон, где к манускриптам отнеслись с большим доверием, по крайней мере, поначалу. Британский музей даже отрядил своего лучшего эксперта по палестинским древностями, Кристиана Гинзбурга, чтобы снять копии и изучить тексты.

Серия его переводов была опубликована в газете "Таймс" в начале августа 1883 года. Два пергамента были выставлены в Британском музее и вызвали оживленные дебаты среди ученых и общественности.

Премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон, знаток древней истории, долго беседовал с Моисеем Шапиро о пергаментах. Прошел слух, что казначейство уже согласилось финансировать их покупку для музея...

Однако фортуна вновь отвернулась от торговца. Несколько ученых, в том числе директор музея, объявили, что никакие пергаменты не могут так хорошо сохраниться в течение двух тысяч лет в дождливом климате Палестины.

Затем все тот же Клермон-Ганно, безжалостный гонитель Шапиро, после поверхностного осмотра пергаментов, лежавших под стеклом на витрине, объявил их подделкой.

Кристиан Гинзбург же внезапно изменил свое мнение и завершил серию публикаций в "Таймс" статьей, изобличающей находку Шапиро как фальсификацию. Он даже заявил, что может определить почерк нескольких переписчиков, работавших под общим руководством ученого-еврея. Стиль рукописи, по его мнению, просто скопирован с "Библейского камня"!

Даже у сторонников подлинности находки сомнений не оставалось. Манускрипты - подделка, а Моисей Шапиро - либо мошенник, либо невежда. 23 августа того же 1883 года он написал письмо Гинзбургу из лондонского отеля, в котором обвинял последнего в предательстве: "Вы сделали из меня дурака, опубликовав и выставив на обозрение рукописи, которые, оказывается, фальшивые. Не думаю, что смогу пережить этот позор".

И не пережил: в марте 1884 года Шапиро покончил жизнь самоубийством в роттердамском отеле. Его семья, успевшая влезть в большие долги в связи с предполагаемой продажей манускриптов, распродала имущество в Иерусалиме и переехала в Германию.

Тем временем пергаменты были выставлены на аукционе "Сотби" и приобретены каким- то книготорговцем за ничтожную сумму - 10 фунтов 5 шиллингов. Последнее упоминание о них встречается в книжном каталоге 1887 года, где указана их приблизительная датировка - от XVI до XIX века и цена 25 фунтов стерлингов. Никто не знает, где эти манускрипты сегодня...

История могла бы на этом и закончиться, если бы не открытие, сделанное в 1947 году. Весной упомянутого года в Хирбет-Кумране, селении на берегу Мертвого моря в Иордании, бедуины из племени таамире обнаружили в пещере, в горной гряде, два глиняных сосуда с древними рукописями.

Место это находится в 25 километрах к востоку от Иерусалима и в трех километрах к северу от источника Айн-Фешха, на северо-западном берегу Мертвого моря.

Надписи были нанесены на кожу, свернутую в свитки. Некоторые свитки были упакованы в ткань, но все они были ветхими и по большей части представляли собой отдельные фрагменты некогда цельных рукописей.

Некоторое время эти свитки не вызывали интереса у антикваров Вифлеема и Иерусалима. (Что как минимум странно. Если бы сегодня были обнаружены такие свитки, к ним бы очередь из ученых всего мира бы стояла! Особенно памятуя несчастного Шапиро...)

Тогда в поисках покупателей бедуины зашли в православный монастырь Святого Марка в Иерусалиме, где и продали часть найденных рукописей. Оставшуюся часть приобрел позже Еврейский университет.

Тамошние консультанты, помня историю с Моисеем Шапиро, сначала объявили найденные свитки подделкой. Однако другие исследователи не спешили с выводами и отправили фотокопии нескольких рукописей известному в США семитологу Уильяму Фоксуэллу Олбрайту.

Скоро из Соединенных Штатов пришла телеграмма: "Примите мои самые сердечные поздравления с величайшим открытием нашего времени - находкой доисторических текстов. Я отношу их к I веку до нашей эры!"

Весной 1948 года сообщение о свитках вызвало в Европе подлинную сенсацию, ибо, как оказалось, это были священные тексты, проливающие новый свет на происхождение христианства. Неудивительно, что в селение Хирбет-Кумран зачастили экспедиции, которые за несколько лет обнаружили в горной гряде протяженностью 6-8 километров около сорока пещер.

За десять лет в одиннадцати из них исследователи обнаружили свитки. Четыре рукописи, купленные у бедуинов за бесценок монастырем Святого Марка, "ушли" в США за 250 тысяч долларов.

Первая обобщающая работа о найденных свитках была издана в Западной Европе в 1957 году, а в 1994 году и в Петербурге появилась книга библеиста Игоря Романовича Тантлевского "История и идеология Кумранской общины".

Неутихающий ажиотаж вокруг этих рукописей на протяжении полувека объясняется тем, что в них описываются события, хорошо известные всем из священных христианских книг. "Ну и что, - спросите вы, - ведь в этом нет ничего особенного!" Так-то оно так, если бы ни одно обстоятельство, а именно: кумранские мудрецы записали все это за полтора века до возникновения христианства!

Особое место в свитках уделяется личности руководителя общины, называемого Учителем праведности. Петербургский ученый И.Р. Тантлевский считает, что этот человек возглавлял общину в 176-136 годах до н.э. Его жизненный путь удивительно напоминает биографию Иисуса Христа.

Например, глава кумранитов выступал как пророк, получивший откровение от бога, и происходил из священнического рода. Учитель праведности, подобно Иисусу, имел своего "предтечу" - предшественника по управлению общиной.

Так же как Иоанн Креститель, кумранский предтеча призывал израильтян выйти в Иудейскую пустыню, чтобы очиститься от грехов, и ожидал в ближайшем будущем прихода истинного пророка. Учитель праведности и явился как ожидаемый Мессия, помазанник божий.

Последователи Учителя праведности обосновались в Иерусалиме и действовали вместе с другими сектами. В одном из свитков говорится: "И Человека, который силой Всевышнего обновит закон, вы назовете обманщиком, и, наконец, замыслите убить его, не распознав его величия".

Столкновение Учителя, претендовавшего на роль Мессии, со жречеством было неизбежным. И последовало наказание. Какое же? Ответ И.Р.Тантлевского иначе как сенсационным не назовешь. В одной из рукописей говорится, как враги "наложат руки" на Мессию и распнут его. По Тантлевскому, это было констатацией свершившегося факта.

В другом фрагменте рукописей упоминаются даже гвозди, которыми прибивали распятого учителя. Оказывается, еще декрет персидского царя Дария грозил преступникам распятием.

Так что казнь через распятие применялась в Иудеи задолго до римлян... (Что, в принципе, откровением не было - так в Иудее издревле казнили рабов и самых злостных преступников.)

Этими фактами не исчерпывается удивительное сходство с жизнеописанием Христа. Как их толковать? Можно отнести на счет случайных совпадений. Высказывается и другое мнение.

Как известно, Иисус в начале своей эпопеи провел некоторое время в Иудейской пустыне, где обитали ессеи-кумраниты. Не исключено, что их учение оказало влияние на формирование христианской доктрины. Повсеместно рос интерес к идеям монотеизма. Идея мессианства витала в воздухе...

Но эта версия не объясняет все совпадения. Если посмотреть на эту историю более смелым взглядом, то напрашивается как минимум два взаимоисключающих вывода: либо в Кумранских свитах говорится об Иисусе, и, значит, Иисус родился раньше, чем принято считать, и христианская эра наступила века на полтора раньше, либо мессий (или в данном случае пророков) было два. Но ни с тем, ни с другим выводом официальное христианство, конечно, не согласится...

Но давайте вернемся в XIX столетие и спросим себя еще раз: "А что если манускрипты Моисея Шапиро все-таки были подлинными и он стал жертвой узкого академического мышления?" Такого мнения придерживается Джон Аллегро, признанный специалист по свиткам Мертвого моря.

Задним числом можно сказать, что сам Моисей Шапиро оказался более прозорливым, чем эксперты, разоблачавшие его. Он не спешил с выводами об их древности; допускал, что они могли быть созданы какой-то сектой, жившей в окрестностях Мертвого моря - замечательно точное предсказание о Кумранской общине.

Что касается его манускриптов, то они, скорее всего, действительно являются древнейшими фрагментами Ветхого Завета. К сожалению, эти свитки потеряны, и пока их не найдут снова, загадка не будет решена.

 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 1

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

ТОП Новостей
Материалов за сегодня нет.
Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Кем была Золушка?
Я верю , что золотые сандалии это обычная обувь в древнем мире! Это же тяжелейшая рабская повинность (от Koriona)
Назван способный вызвать новую пандемию вирус
Сколько этим кретинам нужно предупреждений? И тем тоже?
Сегодня оно было... день такой.
Проводник)

Какие приспособления были у близоруких людей, чтобы лучше видеть до изобретения доступных всем очков?
Читал, что задолго до изобретения увеличительных стекол в древнем Китае использовались пластины с не (от maikl2m)
Какие приспособления были у близоруких людей, чтобы лучше видеть до изобретения доступных всем очков?
В старые времена кому-то увеличительные стёкла хоть и были нужны, но проблема была не настолько остр (от Rosto)
Кем была Золушка?
Тема нелёгкой жизни в золотых сандалиях не раскрыта. (от Rosto)