Земля. Хроники Жизни.

Статистика

Онлайн всего: 231
Пользователей: 218
Новых: 13
Елена, СМЕРШ, Апрель, Grandessa, Almor, Сл@вян, nesterovik, заКадром, Ashven, Линк, Darking, volia, topzz
Главная » 2015 » Ноябрь » 25 » Ученые поняли, как якутские лошади выживают в 70-градусные морозы
Ученые поняли, как якутские лошади выживают в 70-градусные морозы

Генетики из Европы и России "воскресили" геном древней таймырской лошади и на его примере выяснили, как их далеким родичам - современным якутским лошадям - удалось приспособиться к жизни в условиях сильнейших морозов на Земле.

Группа российских и международных генетиков "воскресила" геном древней лошади из Якутии и раскрыла секрет того, как им и их одомашненным родичам удалось приспособиться к жизни в условиях сильнейших морозов на Земле, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Самое удивительное в нашем открытии заключается в том, что все те черты, которые обладают современные якутские бахматы, возникли в ходе сверхбыстрой адаптации и эволюции, которая шла всего 800 лет. Это всего сто поколений лошадей. Данный факт показывает, что эволюция может двигаться очень быстро, когда давление отбора столь сильно, как в суровой Якутии", — заявил Людовик Орландо (Ludovic Orlando) из университета Копенгагена (Дания).

Орландо и ряд других генетиков, в том числе Семен Григорьев, директор Музея мамонта при Якутском государственном университете, как появились знаменитые якутские лошади и открыли неожиданную популяцию их древних родичей, воскресив ДНК древней лошади, жившей на Таймыре 5,5 тысяч лет назад, и сравнив ее с геномом современных непарнокопытных.

Как рассказывают ученые, уникальная якутская порода лошадей, способная выживать без помощи человека в самые суровые зимы, являлась и является основой жизни якутов в средние века и сегодня. Эти лошади выработали ряд приспособлений, в том числе густую зимнюю шерсть, особый метаболизм и коренастым телом и короткими ногами, которые помогают им выжить во время зимы и которые постоянно заставляют ученых спорить о том, как они появились.

Как рассказывает Орландо, многие биологи и генетики считают, что эти лошади попали на крайний север вместе с самими якутами в 13-15 веке нашей эры и вместе с ними приспособились к жизни в Восточной Сибири. Некоторые ученые отрицают такую возможность, и считают, что предки якутских лошадей смогли выжить благодаря тому, что они скрещивались с местными дикими непарнокопытными, пережившими конец ледникового периода. Третья группа исследователей вообще считает, что якуты не взяли с собой лошадей и одомашнили их на месте.

Григорьев, Орландо и их коллеги выяснили, что правы были сторонники первой гипотезы – современные якутские лошади и их предки, жившие в 19 веке, не были родичами древних плейстоценовых лошадей, однако они развивались схожим образом и путем, реагируя на те же вызовы, которые перед ними ставила суровая якутская природа.

Секретом их выживания, как оказалось, являются не мутации в отдельных генах, а изменения в структуре тех участков ДНК, которые не кодируют белки и которые "дирижируют" активностью других генов. Подобные изменения происходят очень быстро, что позволило предкам диких якутских и таймырских лошадей очень быстро приспособиться, хотя и за счет очень резкого сокращения популяции, к жизни в условиях крайнего севера.

Аналогичные изменения произошли примерно через 5 тысяч лет с их далекими родичами, которых якуты привели с собой в бассейн Лены и других восточно-сибирских рек, спасаясь от экспансии монголов. Как отмечают ученые, поменялись не только лошади, но и сами их хозяева – в их ДНК авторы статьи нашли множество аналогичных изменениях в уровне экспрессии генов, связанных с терморегуляцией, как и у лошадей. Все это демонстрирует то, что эволюция заставляла самые разные виды животных – людей, два подвида лошадей и даже мамонтов – развиваться схожим образом в одинаково суровых условиях.

Категория: Наука | Просмотров: 1607 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 0.0/| Оценить |Источник:http://ria.ru