/ Новости сайта / Космос / Черная дыра выбрасывает мощные потоки материи
11.05.2016

Черная дыра выбрасывает мощные потоки материи

Международная команда астрофизиков, включающая профессора Фила Чарльза из Саутгемптонского университета, Англия, обнаружила мощные потоки материи, идущие со стороны одной из ближайших к Земле черных дыр.

В ходе наблюдения объекта V404 Лебедя, на котором произошла яркая вспышка в июне 2015 г. после более чем 25 лет абсолютного «затишья», команда начала производить измерения яркости аккреционного диска черной дыры в оптическом диапазоне при помощи 10,4-метрового Большого Канарского телескопа (Gran Telescopio CANARIAS, GTC), расположенного в обсерватории Роке-де-лос-Мучачос на острове Пальма Канарского архипелага, Испания, и являющегося крупнейшим телескопом в мире, работающим в оптическом и инфракрасном диапазонах.

Эти результаты демонстрируют наличие «ветра» из нейтрального вещества (неионизированного водорода и гелия), формирующегося во внешних слоях аккреционного диска и регулирующего количество материи, падающей на черную дыру. Этот «ветер», впервые обнаруженный в системе такого типа, имеет очень высокую скорость (порядка 3000 километров в секунду) и поэтому может покинуть пределы окрестностей черной дыры, преодолев её гравитацию.

Профессор Чарльз сказал: «Наличие этого «ветра» помогает нам объяснить, почему эта вспышка, несмотря на её высокую и постоянно меняющуюся яркость, а также извержения массы в форме джетов, оказалось очень короткой, продлившись всего лишь две недели».

К окончанию этой вспышки наблюдения, проведенные при помощи телескопа GTC, выявили присутствие туманности, образованной материей, извергнутой с потоками этого «ветра». Этот феномен, впервые наблюдаемый для черной дыры, также позволяет ученым оценить количество массы, извергаемой в межзвездную среду с таким «ветром».

V404 Лебедя представляет собой черную дыру, входящую в состав двойной системы, расположенной на расстоянии 8000 световых лет от нашей планеты в созвездии Лебедя. В таких системах – подобных которой на настоящее время известно не более 50 – черная дыра массой примерно 10 масс Солнца поглощает материю, падающую на неё с близко расположенной звезды-компаньона. Центральная часть формируемого в этом процессе аккреционного диска излучает в рентгене, а края диска светятся в оптическом диапазоне и доступны для наблюдений при помощи телескопа GTC.

Несколько серий наблюдений, проводимых в рамках этого исследования, были отмечены присутствием Его Величества Короля Испании Филиппа VI, который посетил обсерваторию Роке-де-лос-Мучачос в июне 2015 г. в рамках празднования 30-летней годовщины со дня основания обсерватории.

Исследование опубликовано в журнале Nature.

topzz 11.05.2016 10:59 [Материал]
-Черная дыра выбрасывает мощные потоки материи...
-...наличие «ветра» из нейтрального вещества (неионизированного водорода и гелия)...
-...извержения массы в форме джетов...
-...позволяет ученым оценить количество массы, извергаемой в межзвездную среду с таким «ветром...
-...присутствие туманности, образованной материей, извергнутой с потоками этого «ветра»...
Ну же, ученные всего мира!!!
У вас все карты уже на руках, а сделать главный вывод вы так и не можете!!!
ЧД - фабрика, по производству легких элементов, которые в новых скоплениях образуют новые галактики!!!
Вселенная вечна!!!!!!!!!!!!!!!