/ Новости сайта / Археология / В истории Земли обнаружено еще одно массовое вымирание
30.06.2016

В истории Земли обнаружено еще одно массовое вымирание

Оценка: 0.0    2294 1 Археология
Швейцарские палеонтологи выяснили, что примерно 250 миллионов лет назад, через миллион лет после знаменитого Пермского вымирания животных и растений, произошло еще одно схожее событие, уничтожившее большое количество растений.

"Мы пока не знаем, с чем была связана эта катастрофа. С другой стороны, косвенные индикаторы показывают, что существует связь между этим событием и мощнейшими извержениями вулканов в той части Земли в начале Триасового периода, которая в последствии стала современной Сибирью", — заявил Хуго Бухер (Hugo Bucher) из университета Цюриха (Швейцария).

Как рассказывает Бухер, обнаруженные ими следы массового вымирания растений и намеки на существование еще одного такого события в начале Триасового периода позволяют назвать его своеобразной "эрой массовых вымираний", а также объясняют то, почему флора и фауна Земли потратила необычно долгое время, несколько миллионов лет, на восстановление после "великого" Пермского вымирания.

Ученые пришли к такому выводу, изучая 400-метровый слой осадочных пород на территории современной Гренландии, сформировавшийся во время Пермского вымирания, которое произошло 252 миллиона лет назад, и в первые эпохи Триасового периода.

Бухер и его коллеги пытались раскрыть одну из самых странных черт Пермского вымирания – то, почему видовой состав растений оставался крайне скудным в первые несколько миллионов лет после его завершения, несмотря на освобождение экологических ниш и почти полное отсутствие привычных "естественных врагов" – травоядных животных.

Ответ на эту загадку ученые искали в двух вещах, которые можно было "прочитать" в окаменелостях и породах Триаса – то, как менялась концентрация "тяжелого" углерода-13, и по структуре и размерам зерен пыльцы и спор растений. Доли изотопов углерода, как объясняют исследователи, являются прямым индикатором того, как много растений росло на Земле в то время, а изменения в "наборах" пыльцы и спор могут указывать на резкие или плавные изменения в климате и видовом составе растений.

Оба этих индикатора раскрыли неожиданную вещь. Оказалось, что примерно через 500 тысяч – миллион лет после Пермского вымирания произошла еще одна катастрофа. Она фактически уничтожила почти все растения, росшие в то время на Гренландии, и заменила их на совершенно новые виды флоры всего за тысячу лет, мгновение по геологическим и эволюционным меркам. Эта "смена караула" сопровождалась резким падением в объемах биомассы, что свидетельствует об еще одном массовом вымирании, о котором мы раньше не имели понятия.

Данное событие, как показали аналогичные исследования, которые команда Бухера провела в Австралии и на территории Пакистана, затронуло не только Гренландию, находившуюся в то время ближе к экватору, но и всю Землю.

Причиной этого вымирания, как считает Бухер, был тот же процесс, который вызвал Пермское вымирание – массовое излияние магмы в Восточной Сибири и насыщение атмосферы вулканическими газами. По всей видимости, они вызвали глобальное потепление и перевели Землю в "парниковый режим", так как до этого нового вымирания господствовал холодный и засушливый климат Пермского периода, а после него – влажный и жаркий климат мезозойской эры.

То, что на границе между Пермью и Триасом произошло не одно, а серия из как минимум двух или более вымираний, хорошо укладывается и объясняет не только замедленное восстановление флоры, но и странности в неодновременном вымирании ряда групп морских моллюсков и прочих обитателей моря. Таким образом, вся история эволюции жизни на рубеже Пермского и Триасового периодов нуждается в пересмотре, заключают авторы статьи.

бякин 01.07.2016 02:01 [Материал]