Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 213
Пользователей: 207
Новых: 6
Lex2015, бодр, AstraVert, myunhauzen74, kvantic, Korolec
Главная » 2019 » Апрель » 4 » Созданы нитки, меняющие цвет при появлении токсинов в воздухе
Созданы нитки, меняющие цвет при появлении токсинов в воздухе

Физики из США превратили обычные нитки в своеобразный детектор аммиака, паров соляной кислоты и других опасных газов, что позволит встроить подобные датчики в одежду для рабочих и сотрудников лабораторий. Методика их изготовления была раскрыта в журнале Scientific Reports.

"Ключевая особенность нашего подхода – мы не пытаемся химически "склеить" нити с молекулами красителей, меняющих цвет при контакте с газами, а просто не даем им "сбежать" из волокна. Это открывает почти безграничные возможности для создания детекторов подобного рода", — рассказывает Самир Сонкусале (Sameer Sonkusale) из университета Тафтса (США).

За последние годы физики и химики создали десятки полупроводниковых устройств и датчиков из различных наноматериалов, способных улавливать и "подсчитывать" молекулы различных газов в воздухе или в других газовых средах.

Подобные системы сегодня отвечают за обеспечение безопасности АЭС, различных химических предприятий и других заводов, утечки газов на которых могут привести не только к смерти персонала, но и к масштабным экологическим бедствиям.

Все подобные датчики, как правило, не могут нормально работать без постоянного подключения к электросети, а их настройка и работа с ними требует определенных специализированных навыков. Сонкусале и его коллеги ликвидировали эти недостатки, создав крайне простую альтернативу для всех этих приборов, которую в буквальном смысле можно носить с собой.

Многие краски, как давно знают химики и физики, меняют цвет при появлении даже небольших количеств различных газов, таких как аммиак, в окружающей их атмосфере. Это позволяет использовать пропитанные ими ткани или листы бумаги для обнаружения этих веществ и оценки их концентрации в воздухе, отслеживая то, поменялся ли их оттенок.

Проблема, как отмечает Сонкусале, заключается в том, что многие подобные красители не "прилипают" к волокнам синтетических или натуральных тканей и мгновенно вымываются из них. Это мешает их использованию при производстве рабочей одежды или применению "лакмусовых бумажек" в помещениях с высоким уровнем влажности.

Американские химики решили эту проблему, создав универсальную методику "заточения" краски внутри нитей любых типов. Для этого достаточно вымочить ткань в растворе краски, потом обработать ее уксусной кислотой и покрыть нити тонким слоем из полидиметилсилоксана, инертного полимера на базе кремния, кислорода и метана.

Подобное покрытие, как обнаружили ученые, препятствует проникновению воды внутрь нитей, но не мешает молекулам газов взаимодействовать с красителями и заставлять их менять свой цвет. Руководствуясь этой идеей, химики из университета Тафтса подготовили три типа волокон, распознающих пары аммиака и соляной кислоты, а также создали алгоритм, способный вычислять их концентрацию в воздухе при помощи камеры смартфона.

Точность его работы, как признают исследователи, несколько уступает самым чувствительным "стационарным" датчикам аммиака. С другой стороны, их детище при этом работает не только в воздухе, но и в воде, и может улавливать пары аммиака даже в том случае, если их концентрация составляет всего 15 частей на миллион.

В ближайшее время Сонкусале и его коллеги планируют создать новый набор нитей, который будет распознавать не аммиак или соляную кислоту, а углекислый газ и различные ароматические углеводороды. Ткани на их основе помогут пожарникам оценивать уровень опасных веществ внутри горящих помещений, а нефтяникам – отслеживать утечки углеводородов в грунтовые воды или реки во время добычи полезных ископаемых.
Категория: Технологии | Просмотров: 532 | Добавил: Maks | Рейтинг: 5.0/| Оценить |Источник:https://ria.ru
1 Guest
Прикольные штанишки и халатики выйдут... biggrin biggrin biggrin

Умерших людей разрешат пускать на удобрения
Как будет выглядеть Земля, когда весь лед растает?
Адам и Ева: божественная головоломка