/ Новости сайта / Наука и Технологии / Благодаря частой смене зубов якутские стегозавры не страдали от кариеса
20.03.2021

Благодаря частой смене зубов якутские стегозавры не страдали от кариеса

Исследование найденных в Якутии зубов стегозавров показало, что эти динозавры меняли их гораздо чаще своих родственников. Скорее всего, стегозавры не страдали от кариеса – он просто не успевал образовываться на их зубах, пишет пресс-служба СПбГУ. Результаты исследования опубликовал научный журнал PLOS ONE.

"Мы нашли зубы разновозрастных животных — как взрослых особей, так и детенышей. Это говорит о том, что полярные стегозавры, скорее всего, вели оседлый образ жизни: размножались и выращивали потомство на одной территории круглый год", – рассказал руководитель исследования, доцент СПбГУ Павел Скучас.

Стегозавры – это крупные растительноядные динозавры, они вырастали до девяти метров в длину, четырех метров в высоту, по массе достигали семи тонн. Они жили в конце юрского – начале мелового периодов, между 165 и 125 млн лет назад. Этих динозавров отличали характерные пластины на спине и шипы на хвосте.

При этом голова у стегозавров была относительно невелика – например, его мозг по размерам был сравним с мозгом собаки. Соответственно, и зубы у стегозавра были не очень большими – около сантиметра в высоту и ширину.

В ходе нового исследования палеонтологи из России и Германии изучили 63 зуба стегозавров, которые нашли за несколько экспедиций последних лет в Якутии, в местонахождении около ручья Тээтэ. В меловом периоде эта местность находилась рядом с северным полюсом планеты.

Анализ показал, что почти все зубы были сильно сточены от контакта с соседями. Ученые сделали вывод, что стегозавры могли в принципе довольно быстро менять свои зубы. Согласно оценкам исследователей, на формирование одного зуба у динозавров этого рода уходило около 95 дней, в то время как у других – 200 и дольше.

' Трехмерная реконструкция зубов стегозавров. Credit – Youtube/СПбГУ'

Поэтому скорее всего, делают вывод палеонтологи, стегозавры не страдали от кариеса, он просто не успел бы появиться за такое время. Кроме того, быстрая смена зубов говорит о том, что якутские стегозавры питались какой-то жесткой растительностью. Ученые пока не установили, что это были за растения.

На поверхности стирания зубов ученые разглядели изогнутые микроборозды. Раньше палеонтологи предполагали, что для стегозавров характерны очень простые движения челюстей – вверх и вниз, как ножницы. Сейчас благодаря обнаруженным узорам стало понятно, что движение челюстей было более сложным и включало в себя продольную фазу.