Техника фехтования кинжалом и ножом. Положение в руке.
Искусство фехтования кинжалами требует сочетания мягкой, эластичной
работы пальцами и запястьем во время движения с четким, насыщенным
положением кисти и всей руки в начальном и конечном положениях каждого
приема.
Такое сочетание позволяет овладеть эффективным сильным и пластичным стилем выполнения приемов одной и двумя руками.
Многочисленные варианты положений кинжала в руке основаны на достаточно
небольшом количестве базовых хватов, позволяющих быстро менять
ориентацию оружия для выполнения разнотипных ударов.
Каждый базовый хват может включать от одного до четырех положений кинжала, обслуживающих свой сектор ударов и защит.
Положение оружия в руке описывается тремя основными характеристиками.
1. Положение кинжала в ладони.
При внутреннем положении клинок меняет положение со стороны ладони
(рис. 1А), а при внешнем - с противоположной стороны (рис. 1Б).
Внешние положения клинка имеют больший диапазон возможностей, чем внутренние, используемые в основном для секущих ударов.
2. Ориентация клинка.
Применяются два основных варианта: ориентация вверх (рис. 2А) и вниз
(рис. 2Б). Для прямых ударов используется положение клинка вверх с
легким разворотом кисти. При внешнем положении клинка в руке оба типа
ориентации одинаково эффективны.
3. Положение в пальцах.
Определяет силу хвата и возможности его смены. Самое распространенное
положение - центральное, между средним и безымянным пальцами,
позволяющее эффективно контролировать оружие при любой ориентации
клинка.
Базовые положения.
Скрытый хват (рис. 3) используется в качестве начального или конечного положения при выполнении формальных упражнений.
Удобен
для броска. Часто применяется как переходное положение контроля оружия
при смене хвата или как начальное положение при боковых секущих ударах.
Хват в районе гарды (рис. 4) позволяет контролировать центр тяжести кинжала.
Используется при метании оружия. Выбор положения клинком вверх или вниз
зависит от расстояния до цели, либо от хвата, из которого кинжал
переводился в положение для метания.
Расположение большого и указательного пальцев позволяет быстро переводить оружие в любое необходимое положение.
Жесткое положение полным хватом клинком вверх или от себя (рис. 5) широко используется в различных европейских системах кинжального фехтования.
Этот хват является основным в китайских школах фехтования парными
перьевидными кинжалами. Часто применяется для метания, особенно на
короткой и средней дистанциях.
Сильное положение оружия, взятого
полным хватом - безусловное преимущество при силовых ударах и защитах,
либо при амплитудных режущих и колющих атаках с вращением корпуса.
С другой стороны, полный хват существенно сужает возможности смены положения кинжала во время движения руки.
Полный хват
используется в основном при ударах из нижнего и бокового секторов.
Жесткое положение клинка вверх не позволяет использовать его при длинных
выпадах на прямых линейных атаках. Наиболее эффективен этот хват при
защите.
Значительно большими возможностями обладает мягкий вариант полного
хвата клинком вперед (рис. 6), позволяющий наносить удары практически в
любом направлении.
Этот хват универсален, обслуживает все секторы атак и защит, позволяет
делать движения по любой траектории. Указательный палец должен быть
слегка выведен вперед для облегчения смены положения кинжала в кисти.
Полный хват клинком вниз
(рис. 7) относится к жестким положениям. Удобен для ударов сверху и в
боковых секторах. Для эффективного использования хвата необходимо плотно
сжимать конец ручки кинжала основаниями большого и указательного
пальцев с обеих сторон.
При удобной форме оконечности рукояти большой палец можно накладывать на нее сверху.
Главный недостаток хвата клинком вниз состоит в невозможности проводить
прямые колющие удары. Для прямого удара хват необходимо сменить.
Внутренние положения клинка обычно применяются для легких рассекающих и
колющих боковых ударов. Прямые удары внутренним хватом трудновыполнимы.
Внутренний центральный хват (рис. 8) - сильное положение, удобное для ударов снизу, а также при секущих движениях.
Внутренний хват указательным пальцем (рис. 9) используется для коротких ударов снизу вверх, а также участвует в некоторых важных сменах положения кинжала в руке.
Хват на мизинце (рис. 10) - самое сильное положение в серии внутренних хватов, однако используется редко, лишь при перехватах.
Каждый из трех внутренних хватов клинком вниз (рис. 8, 9, 10) может
иметь вариант, при котором большой палец не упирается в гарду, а плотно
прижимается к указательному (рис. 11)
Внутренние хваты с
положением клинка вниз под указательным и центральным пальцами (рис. 12)
используются для рассекающих и боковых колющих ударов.
Внешние хваты употребляются значительно чаще остальных, так как удобны для прямых ударов.
Внешний хват на указательном пальце (рис. 13) усиливается большим пальцем, чтобы оружие плотно сидело в руке.
Центральный внешний хват (рис. 14) имеет широкие возможности смены положения в сочетании с равномерным и плотным обхватом оружия.
Внешний хват на мизинце (рис. 15) эффективен при нижнем положении клинка, требует специальной тренировки пальцев.
Каждый внешний хват может иметь вариант, при котором большой палец не
фиксирует положение рукояти, а плотно прижимается к указательному (рис.
16).
Внешние хваты позволяют проводить амплитудные колющие и режущие удары практически любой траектории.
Внешние хваты кинжала с ориентацией клинка вверх (рис. 17) применяются в основном для прямых атак.
Все внешние хваты обладают одинаковыми возможностями изменения
ориентации кинжала в ладони и позволяют свободно атаковать практически
из любого положения.
Кроме этого, внешние хваты дают возможность фехтовать на максимальной
дистанции и обеспечивают сильное положение оружия в любой стадии
движения. Поэтому внешние хваты считаются универсальными и
предпочтительными в технике фехтования.
Быстрое перемещение кинжала в руке требует четких положений пальцев и
сильного обхвата рукоятки. Тем не менее, допускается свободный стиль
работы, когда оружие легко держится в ладони, зажатое у основания
пальцев (рис. 18). Любой хват позволяет фехтовать в свободном стиле.
Хват "крюк"
с упором рукояткой в ладонь (рис. 19) используется в основном при
колющих ударах, реже - при секущих. Может применяться при метании.
Вспомогательные хваты
Промежуточная фиксация кинжала в руке во время перехватов и переводов
из одного положения в другое допускает вспомогательные, нестандартные,
часто слабые хваты оружия на одном (рис. 20) либо на двух (рис. 21)
пальцах.
Нестандартная техника требует специальной тренировки пальцев, без которой фехтование превращается в жонглерство.
Нестандартная техника составляет отдельный раздел кинжального
фехтования. Изучать ее следует только после усвоения базовой техники.
Техника фехтования кинжалом и ножом. Техника переводов.
В разнообразной, сложной технике фехтования правильность выполнения
приемов зависит от умения молниеносно менять положение оружия в руке.
Это позволяет в свободном передвижении проводить удары, необходимые в
каждом конкретном положении. Самый удобный и эффективный способ выбора
правильного положения кинжала в руке - это перевод, то есть смена
ориентации клинка в руке без изменения хвата.
Каждый из хватов, описанных в
предыдущей статье, допускает несколько вариантов положения кинжала.
Правильный выбор положения клинка позволяет существенно расширить или
изменить сектор защит и атак, поэтому усвоение техники переводов дает
возможность минимальными средствами использовать весь диапазон движений.
Техника всех переводов однотипна. Различия состоят лишь в особенностях
самих хватов и в вытекающей отсюда специфике движений кинжала, пальцев и
запястья.
При отработке техники переводов необходимо добиться
умения свободно менять положение клинка движением руки в любой плоскости
и во всех направлениях. При этом особенное внимание следует обращать на
четкость начального и конечного положения каждого приема.
Главная роль в движениях переводов отводится пальцам рук. Они в
большинстве случаев начинают движение и задают импульс вращения кинжала
при выполнении перевода. Кисти рук, локти и запястья играют лишь
вспомогательную роль.
Смена положения клинком вверх на нижнее положение в хвате, показанном на
рисунке 1, начинается резким толчком указательным и безымянным пальцами от себя.
В исходном положении А клинок начинает вращение вниз.
В промежуточной фазе перевода Б пальцы разжаты, но рукоятка кинжала контролируется в месте их соединения.
Конечное положение фиксируется большим пальцем на рукоятке В, либо сжатием пальцев в кулак Г.
В обратном направлении (В-Б-А либо Г-Б-А)
начальный импульс задается рывком рукоятки на себя указательным и
средним пальцами. Работа пальцами должна сочетаться с коротким
вспомогательным движением кистью в направлении перевода.
Из начального положения А (рис. 2) указательный палец начинает движение клинка, заставляя его совершать вращение вниз, с одновременным раскрытием ладони Б.
Рукоятка переводится вверх, где фиксируется одним из двух способов: с упором большим пальцем на рукоятке В, либо сжатием пальцев в кулак Г.
Хват В используется в основном для колющих ударов, в то время, как хват Г сильней и эффективней.
Перевод в обратном направлении (В-Б-А либо Г-Б-А) так же начинается движением указательным пальцем на себя.
Сильное начальное положение клинка вверх (рис. 3) можно сменить на нижнее В.
Для этого мизинец должен сильно послать рукоятку вперед вместе с
раскрытием пальцев руки. Это придаст кинжалу вращательный момент и
клинок развернется внутрь Б.
Во время вращения оружия в пальцах рукоятка должна быть плотно и
глубоко посажена у их оснований. Кисть руки скручивается внутрь, в
направлении вращения кинжала, помогая движению.
Перевод оружия в обратном направлении (В-Б-А) должен сопровождаться резким подсекающим движением запястьем.
На рисунке 4 показан перевод кинжала в хвате с центральным внутренним положением клинка.
В исходном положении А кинжал направлен вперед для ударов из нижнего сектора.
Для быстрого перевода в верхнее положение В требуется слаженная работа пальцами; указательный и средний - на себя, а безымянный и мизинец - от себя.
В промежуточном положении Б пальцы должны разгибаться так, чтобы кинжал не мог вылететь из руки.
В качестве исходного положения удобнее пользоваться хватом Г.
Техника перевода в обратном направлении (В-Б-А) аналогична, с применением подсекающего движения кистью.
Хват на указательном пальце - слабое положение, но часто используется благодаря широким возможностям переводов (рис 5).
Из начального состояния А кинжал вращается клинком внутрь и после прохода промежуточного положения Б, приводится в одно из трех положений : В, Г или Д
В качестве начального положения можно пользоваться хватом с упором большим пальцем в гарду Б.
Обратный перевод из положений В, Г и Д проводится в стандартной технике.
Полный жесткий хват всей ладонью легко меняется переводом в более удобные и пластичные варианты хватов (рис. 6).
Из начального положения А кисть раскрывается с одновременным выбросом клинка вперед.
Рукоятка с началом движения зажимается у основания большого и указательного пальцев Б.
Вращение кинжала завершается в одном из трех положений: В, Г или Д. Такой перевод сильно меняет диапазон возможностей кинжала в руке.
Слабое положение клинком вниз А (рис. 7) меняется на положение клинком вверх для подсекающих ударов снизу В.
В слабом промежуточном положении необходимо особенно внимательно контролировать плотность прижима рукоятки пальцами.
Техника фехтования кинжалом и ножом. Техника перехватов.
Самый сложный раздел в кинжальном фехтовании - перехваты, быстрая смена
хвата оружия и выбор его оптимального положения в руке во время
передвижения.
Овладение искусством перехватов требует не только
высокого технического мастерства, феноменальной работы пальцами и
кистями рук, но также и хорошей технической подготовки. Это означает,
что просто усвоение всей комбинаторики перехватов малоэффективно в
фехтовании.
Различаются базовая система комбинаций и
вспомогательная, включающая многочисленные переходные и редко
употребляемые варианты смены положения оружия в руке. Базовый раздел
перехватов составляют комбинации, которые ведут к принципиальному
изменению ориентации оружия, к существенной смене возможностей движения.
Перехваты можно проводить в трех ситуациях.
Когда рука неподвижна и перехватом выбирается нужное положение клинка для предполагаемой атаки.
При движении руки вперед, в процессе удара.
При возврате руки после удара, если траектория следующего движения уже известна.
Практически все перехваты кинжала проводятся в технике вращения между
пальцами. Перехват кинжала из полного хвата клинком вперед в положение
клинком вниз - один из самых распространенных (рис. 1).
Из начального положения А пальцы разжимаются. Рукоятка начинает движение вниз, придерживаемая у основания гарды большим и указательным пальцами Б. Когда клинок, вращаясь, будет направлен вниз, рукоятка перехватывается сначала безымянным пальцем и мизинцем В, а затем - и всей кистью руки Г.
Перехват кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое
положение клинком вниз (рис. 2, сравните с комбинацией на рисунке 1),
можно проводить вращением клинка вниз.
Из начального положения А распрямите указательный и средний пальцы и наложите их сверху на рукоятку в районе гарды Б.
При этом большой палец легким давлением на рукоятку посылает клинок
вниз, помогая кинжалу занять положение между средним и безымянным
пальцами.
Средний палец давит на гарду, переводя конец рукоятки
вверх. Закончить перехват можно одним из двух способов: большой палец
фиксирует конечное положение на конце рукоятки В, либо безымянный палец и мизинец перехватывают ручку, как это показано на рис. Г. Этот перехват удобно делать с вспомогательным скручивающим движением кистью в направлении вращения оружия.
Положение кинжала для прямых ударов (рис. 3-А) можно перевести в положение, предназначенное для ударов сверху и сбоку.
Указательный палец убирается из-под рукоятки и накладывается на нее сверху Б. Одновременным движением указательным пальцем от себя и средним - к себе, кинжал переводится в положение клинком вниз В, большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение Г
Традиционный жесткий хват клинком вниз (рис. 4-А) меняется на мягкий хват для ударов из нижнего сектора.
Из положения А рука движется вниз, кистью
разворачивая кинжал вперед ручкой. Одновременно с этим указательный
палец переводится в положение над рукояткой Б. Надавливая на конец рукоятки, указательный палец переводит кинжал в положение клинком вверх В. Большой палец обхватывает рукоятку, фиксируя конечное положение хвата на указательном пальце Г.
Оптимальный вариант смены жесткого положения кинжала показан на рисунке 5. Перехват проводится в технике, показанной на рисунках 2 и 4, тремя способами.
Кинжал вращается да счет перебора пальцами, без изменения положения руки.
Перехват сопровождается вспомогательным движением кисти.
Вся рука участвует в проведении перехвата.
На рисунке 6 показан следующий перехват.
В исходном положении кинжал берется полным хватом клинком вниз А. Пальцы разгибаются, выбрасывая кинжал вперед Б.
Рукоятка оружия зажимается у основания большого и указательного
пальцев. Кинжал продолжает вращение до тех пор, пока рукоятка не
коснется указательного пальца. Тогда оружие перехватывается снизу и
плотно сжимается всей ладонью в положении клинком вперед В.
Прямые удары удобно проводить хватами с внешним положением клинка. В
тех случаях, когда в комбинации прямой удар сменяется боковым или
нижним, можно пользоваться перехватом, показанным на рисунке 7.
В начальном положении А кинжал плотно зажат между
средним и указательным пальцами клинком вперед. Одновременно с началом
вращения кинжала в руке, пальцы разгибаются. При этом средний палец
направляет движение клинка вниз, а указательный подхватывает снизу
поднимающуюся рукоятку Б.
Поддерживая
вращение, указательный палец давит на рукоять, а мизинец и безымянный
сгибаются, позволяя кинжалу вращением выйти в положение клинком вверх В. Пальцы одновременно сжимаются в кулак, фиксируя хват на указательном пальце.
Хват на указательном пальце с разными вариантами положения большого пальца (рис. 8, Г,Д)
обслуживает практически все траектории и считается универсальным.
Поэтому в системе кинжального фехтования любое положение оружия в руке
связано с ним соответствующим перехватом или переводом. На рисунке 8 показан один из таких перехватов.
Из начального положения А средний палец давлением на рукоятку посылает клинком вверх Б,
где рукоятка подхватывается указательным пальцем. Вращение кинжала
поддерживается на указательном пальце, пока клинок, совершив полный
круг, не опустится вниз В. Большой палец подхватывает рукоятку снизу и фиксирует ее в конечном положении с обхватом у гарды Д, либо с упором Г.
Внешний центральный хват универсален. Вывод оружия в это положение показан на рисунке 9.
Исходное положение А предназначено для ударов из нижнего и бокового секторов. Техника перехвата аналогична комбинации, показанной на рисунке 8. Указательный палец начинает вращение кинжала внутрь Б. Рукоятка попадает между средним и безымянным пальцами В, указательный палец перехватывает ее сверху и все пальцы плотно сжимаются в кулак Г, заканчивая перехват.
Для отработки техники перехватов используются упражнения, развивающие
скорость и легкость вращения кинжалов между пальцами. На малом круге
вращения оружия пальцами в переборе участвуют все пальцы, кроме мизинца (рис. 10).
Из начального хвата А указательный палец задает
вращение движением внутрь. Быстрым перебором пальцами, как это показано
на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е совершает
один оборот, возвращаясь в исходное положение. Все движение делается без
остановки, на одном импульсе. Необходимо добиться вращения, при котором
пальцевый перебор не мешал бы движению кинжала.
В полном круге вращения кинжала участвуют все пальцы руки (рис. 11).
Из начального положения оружие совершает два оборота, возвращаясь в
исходную точку, как показано на рисунке в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З.
Так же, как и на малом круге, движение делается безостановочно.
Вращение необходимо проводить как можно ближе к основанию пальцев.
Техника вращения кинжалов в руке позволяет останавливать их в любом необходимом положении. На рисунке 12 (в последовательности А-Б-В-Г-Д-Е-Ж-З) показан пример того, как практически в любой фазе вращения оружие может быть остановлено для проведения необходимого приема.
Подготовка оружия для броска проводится перехватом из любого положения: из центрального хвата (рис. 13), из полного хвата (рис. 14), из хвата на указательном пальце (рис. 15).
Хват оружия в районе гарды для проведения броска можно делать как клинком вверх (рис. 15 В), так и клинком вниз (рис. 15 Г).
(С) Рисунки О. Н. Манько