Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 228
Пользователей: 221
Новых: 7
sasser, kvantic, СМЕРШ, mag-istr, заКадром, butc, Yarina
Главная » 2012 » Сентябрь » 26 » Землетрясение у Суматры в апреле раскололо литосферную плиту пополам
Землетрясение у Суматры в апреле раскололо литосферную плиту пополам

Серия мощнейших толчков в окрестностях индонезийского острова Суматра в апреле 2012 оказались "следами" тектонических процессов, раскалывающих Индо-Австралийскую тектоническую плиту на "азиатскую" и "австралийскую" части, заявляют геологи в трех статьях, опубликованных в журнале Nature.

"Мы никогда не видели землетрясение, подобное этому. Оно является частью сложных процессов, происходящих при расколе литосферной плиты. Это геологический процесс - на формирование новых границ литосферных плит уйдут миллионы лет и, скорее всего, за это время произойдет еще тысяча землетрясений такой силы", - заявил один из авторов статьи Кит Копер (Keith Koper) из университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити (США).

Столкновение века

Копер и его коллеги из трех научных коллективов изучали последствия сильнейшего землетрясения, которое произошло в Индийском океане у берегов острова Суматра 11 апреля 2012 года. В этот день сейсмографы зафиксировали серию толчков с магнитудой 8,6-8,7 по шкале Рихтера. Несмотря на исключительную силу землетрясения, оно не привело к появлению особо опасных цунами в море и разрушений на суше.

Группа геологов под руководством Торна Лая (Thorne Lay) из университета штата Калифорния в городе Санта-Круз (США) попыталась определить природу этих землетрясений, изучив расположение эпицентров, силу толчков, их продолжительность и другие сейсмические характеристики.

Keith Koper
Карта разломов, возникших в результате серии землетрясений у берегов Суматры в апреле 2012 года.

Оказалось, что эпицентры находились в достаточно необычном месте для землетрясения такой силы - не на границах, а внутри Индо-Австралийской литосферной плиты. Ученые проанализировали структуру плиты в районе эпицентров и обнаружили четыре гигантских разлома длиной в несколько сотен километров.

"Мы являемся свидетелями фрагментации Индо-Австралийской плиты на две отдельных половины. Раньше мы могли наблюдать за примерно такими же разломами в относительно небольших масштабах. В нашем же случае мы наблюдаем за беспрецедентным событием - расколом гигантской тектонической плиты", - заявил Лай.

Эти трещины в земной коре возникли в результате горизонтального "сдвига" - движения двух пластов пород вдоль линии разлома в противоположных направлениях. Это достаточно редкий тектонический процесс, самым известным последствием которого является землетрясение 1906 года в Калифорнии с магнитудой 7,7, толчки которого ощущались на всем Западе США.

По словам ученых, сила толчков у берегов Суматры превышала мощность Калифорнийского землетрясения в 15 раз. В частности, породы в разломах на Индо-Австралийской плите сдвинулись на 35-40 метров относительно друг друга, тогда как в Калифорнии они сместились лишь на 6-8,5 метров. Лай и его коллеги полагают, что Суматранское землетрясение является сильнейшим в своей "весовой категории".

Глобальное эхо землетрясения

Вторая группа ученых под руководством Маттиаса Делесклюза (Matthias Delescluse) из Высшей нормальной школы в Париже (Франция) изучила тектонические последствия разрывов, возникших в ходе землетрясений. Они подтвердили предположение Лая и его коллег о расколе Индо-Австралийской плиты и показали, что этот процесс является следствием неравномерного движения разрушающейся плиты.

По их словам, Индо-Австралийская плита разделена на два неравных участка - "азиатский" и "австралийский", двигающихся на северо-восток. Первый из них в настоящий момент сталкивается с Азией в районе Гималайских гор и поэтому движется крайне медленно.

С другой стороны австралийская часть плиты беспрепятственно и достаточно быстро погружается под породы, складывающие Суматру и другие Большие Зондские острова, в результате чего в плите накапливается напряжение. В результате этого плита "разрывается" на две части, и этот процесс проявил себя в виде мощнейших землетрясений 2004 и 2012 годов.

Третий научный коллектив под руководством Фреда Поллитца (Fred Pollitz) из Геологической службы США в городе Менло-Парк оценил то, насколько далеко распространились сейсмические волны Суматранского землетрясения.

Как утверждают геологи, землетрясения такого типа генерируют особо мощные волны, хорошо распространяющиеся по литосфере Земли, что обусловило особый интерес к событиям апреля 2012 года.

"Мы обнаружили множество достаточно сильных землетрясений по всему миру, включая землетрясение магнитудой в 7,0 баллов по шкале Рихтера в Калифорнии, Индонезии и Японии. Если бы такие землетрясения произошли в городских районах, последствия были бы катастрофическими", - пояснил один из авторов работы Роланд Бургманн (Roland Burgmann) из университета Калифорнии в Беркли (США).

По их словам, толчки у берегов Суматры вызвали примерно в пять раз больше землетрясений, чем предполагали ученые. Как объясняют геологи, этот феномен может быть связан с необычной природой апрельских разломов и отсутствием серии небольших толчков, обычно предваряющих землетрясения такой силы.

"Одна из возможных причин заключается в том, что Суматранское землетрясение вызвало небольшие сдвиги в породах в некоторых уголках Земли, которые затем превратились в заметные землетрясения. В некоторых случаях такие толчки произойдут только через несколько дней или недель", - заключает Бургманн.

Категория: Землетрясения | Просмотров: 4332 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 5.0/| Оценить |Источник:http://eco.ria.ru
А можно это также объяснить тем что Земля растет и в этом месте трескается кора, а то чего то я не увидел разумных объяснений почему плата лопнула.

Мысль о расширении планеты уже обнародована и с моей точки зрения неплохо аргументирована. Правда, никакого утешения нам это не сулит - очередное скачкообразное расширение Земли приведет к новому Всемирному Потопу. Надеюсь, это произойдет не сегодня и не завтра.

Ну думаю потопа не предвидится но вот чрезмерная вулканическая активнасть и сейсмическая тоже обеспечена.

Может обрасла цевилизацией?скоро парикмахер прилетит. и помоет и подстрижёт и а за отдельную плату ещё и помассажирует!!

Может быть я неправильно выражаюсь - но не могло ли это быть от резонансного столкновения двух потоков?

каких потоков?

Читала и вспомнила Зетов...Они-то все эти движения "предсказали"...Я хоть им и не особо верю, но вот именно они и пришли на ум...

На Марсе может быть жизнь

5. Парадоксы скорости света и "космоса".

Бодр, ты часом не родственник ...