Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Как Константин Шиловский остановил немецкие подлодки в Первой Мировой войне.
04.03.2020

Как Константин Шиловский остановил немецкие подлодки в Первой Мировой войне.

Оценка: 0.0    1125 0 Тайны истории
08:45

В ходе Первой Мировой войны немецкие подлодки представляли собой непреодолимую силу для противника и нещадно топили как военные, так и гражданские суда. Беспомощность последних была особенно очевидна, тем более что их гибель влекла за собой значительные человеческие жертвы. Так, только при ударе с подводной лодки U-20 по британской «Лузитании» весной 1915 года погибло более тысячи человек. Немцы чувствовали себя весьма вольготно, отправляя ко дну английские крейсеры в Северном море, русские – в Финском заливе.

Очевидно, что немецким подводным лодкам следовало противопоставить некое оружие, способное с высокой степенью точности обнаруживать их под водой. Начало двадцатого века можно считать временем успешного поиска решения этой задачи, ведь еще в 1912 году, когда в относительно мирное время, столкнувшись с айсбергом, затонул «Титаник», унеся с собой также более тысячи жертв, американский ученый Р.Фессенден разработал гидроакустический прибор, способный на дистанциях порядка трех километров обнаруживать крупные подводные объекты.

Неудивительно, что, когда французские власти в конце 1914 года получили письмо из Швейцарии от русского ученого Константина Шиловского о возможностях создания устройства, способного реально перевернуть ход войны, этот проект был одобрен с огромным энтузиазмом, и уже в начале 1915 года Шиловский работает во Франции с французскими коллегами, среди которых находится и Поль Ланжевен. Вместе они разработали первый в истории гидролокатор, получив спустя всего год прототип, который в условиях моря способен обнаружить подлодку на дистанциях до двух километров.

Кем же был Константин Шиловский и почему он оказался в Швейцарии, когда идея создания эхолота заставила его написать письмо французскому правительству? Как часто это и бывает с прорывными технологиями, их создатели рождаются в России, а все свои достижения совершают на Западе. Ровно так и произошло с Константином Шиловским, родившимся в дворянской семье в Рязанской губернии в 1880 году. В годы студенчества будущий ученый проявляет свою активную гражданскую позицию, находясь под впечатлением толстовского движения, пытается помогать политзаключенным, участвует в распространении нелегальной литературы, и продолжает увлекаться революционными идеями, даже поступив на юрфак Московского университета.

Арест не заставил себя ждать, и в 1903 году Шиловский задержан в Архангельске, бежит из-под ареста, и в конце того же года вновь арестован и помещен в тюрьму, где проводит около полугода, пока по прошению родителей заключение не будет заменено трехлетней ссылкой в Астраханскую губернию. Тем не менее в то время в России действовало довольно-таки либеральное законодательство, в том числе к политзаключенным, поскольку, при обнаружении туберкулеза Шиловскому было разрешено выехать за границу для поправки здоровья, где будущий ученый продолжил обучение в европейских учебных заведениях. В Россию он больше не вернулся.

Константин Шиловский и Пьер Ланжевен

После того как Шиловский начал работать с Ланжевеном, первый патент на гидролокатор был получен уже в 1916 году. Интересно, что ученый не получал довольствия, но вместе с тем изменялись его политические взгляды, увлечение революцией очень быстро уступило место тотальному увлечению наукой и заботой о собственном здоровье, что, кстати, позволило дожить до 77 лет. Все работы, связанные с созданием будущего эхолота – гидролокатора Шиловский и Ланжевен проводили во Франции, сначала на Сене, потом в Средиземном море, недалеко от базы французских ВМФ.

Вся слабость прошлых разработок подобных устройств заключалась в том, что они работали в звуковом диапазоне, а звук крайне неравномерно распространяется в различных средах, на него оказывает влияние даже температура. Работая вместе, Шиловский и Ланжевен достигли значительных результатов в области ультразвуковых исследований, положенных в основу работы гидролокатора. Отраженный ультразвук позволял фиксировать крупные подводные объекты с высокой точностью определения дистанции. Даже великий Томас Эдисон, увидев первый гидролокатор в работе, сразу высказался о возможном преимуществе в войне с Германией.

Работая в Париже, Шиловский внес огромный вклад в разработки военных технологий как с использованием ультразвука, так и во многих других направлениях, и был награжден орденом Почетного Легиона французским правительством. Возможно, ученый так и остался бы во Франции, но близилась Вторая Мировая война, и Гитлер был уже на пороге Парижа. Шиловский переезжает в Америку, где проводит остаток жизни, посвящая ее творческой работе. Исключительно образованный, интеллигентный человек, выдающийся ученый Константин Шиловский ценил семейную жизнь, был равнодушен к богатству, остался в памяти друзей отличным собеседником и рассказчиком. После смерти в Нью-Йорке в 1958 году Шиловский был захоронен во Франции в одном из парижских пригородов, а его изобретения живут до сих пор. Среди них – маленький и полезный прибор, который используют и так ценят все рыбаки – эхолот.

По материалам https://seacomm.ru/


 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Была ли Великая пирамида засыпана песком?
Она вроде не такая древняя. Но, м.в. для нас нет, мы всё равно пока не умеем осознанно изменять фоку (от Проводник)
Тайна превращения тел в мумии: загадочные явления в колумбийском городе
Они что, вскрывают могилы, чтобы проверить, не мумифицировались ли тела? (от sansan)
Была ли Великая пирамида засыпана песком?
Эх, еще бы машину времени и лет так на 250 тысяч назад, посмотреть ее тамошнее состояние (от Gr70)
Человек проживший 256 лет
Не сильно огорчу, но 210 лет и без вина, только травы и чистая горная вода, ничего нет о спутницах ж (от Gr70)
У военной авиабазы во Флориде заметили НЛО
Просто хитрый беспилотник, след от двигателя справа на фото (от Gr70)