/ Новости сайта / Наука и Технологии / Метеорит Чиксулуб накачал кипятком недра Земли
04.06.2020

Метеорит Чиксулуб накачал кипятком недра Земли

Оценка: 0.0    1229 0 Наука и Технологии

В результате падения на нашу планету метеорита Чиксулуб земная кора треснула и впустила под себя миллионы тонн горячей воды, которая циркулировала там в течение более миллиона лет, что запустило важный для Земли химический процесс, о чем свидетельствует новое исследование кратера на мексиканском полуострове Юкатан.

Гидротермальные системы, подобные той, которая образовалась в результате удара метеорита, но образовавшиеся намного раньше, возможно, были источником зарождения ранней микробной жизни на Земле, пишут исследователи в журнале «Наука».

Массивный кратер Чиксулуб на мексиканском полуострове Юкатан является следом, оставленным убийцей, который в некоторых исследованиях обвиняется в уничтожении более 75% жизни на Земле, включая нелетающих динозавров.

В 2016 году группа ученых внимательно исследовала затопленный кратер, сверля в скалах отверстия, глубиной до 1335 метров, чтобы как следует изучить место преступления.

Одним из исследователей был планетолог Дэвид Кринг из Лунного и Планетарного Института в Хьюстоне. Он обнаружил в кратере доказательство того, что слои породы, в которых были найдены признаки удара, впоследствии оказались испещрены жилами более молодых минералов, таких как кварц и ангидрит. Такие вены, подумал Кринг, намекают, что горячие гидротермальные воды циркулировали под Чиксулубом в течение какого-то времени после падения.

Гидротермальные системы могут возникать там, где Земля тектонически активна. Например, когда тектонические плиты образуют ущелья в морском дне, расплавленная порода, поднимающаяся наверх в этих областях, кипятит воду, уже циркулирующую в слоях коры. Но, как подметил Кринг, полуостров Юкатан находится в тектонически спокойном месте.

Затем ученые сделали анализ извлеченных кернов. «Сразу стало понятно, что они были гидротермально изменены», — говорит Кринг. Сильный жар циркулирующей морской воды вызвал химические реакции внутри породы, превращая одни минералы в другие. Определив различные типы минералов, ученые выяснили, что начальная температура воды составляла более 300 градусов Цельсия, а затем остывала примерно до 90 градусов.

Химически измененные породы под кратером простираются примерно на четыре или пять километров. По словам Кринга, гидротермически измененная зона охватывает объем, в девять раз превышающий объем системы Йеллоустонской кальдеры (это супервулкан, который, кажется, просыпается), площадь которой составляет 55 на 72 км. Палеомагнитные данные свидетельствуют о том, что данная система просуществовала более миллиона лет.

Созданные условия оказались благоприятными для образования жизни, наподобие экстремофилов, которые процветают и в кипящих лужах Йеллоустона. В дополнение к жидкостям, богатым металлами, которые могли бы служить источником энергии для микробов, камни оказались пористыми и проницаемыми, как пемза — самое уютное укрытие для микробов.