Земля. Хроники Жизни.

Статистика

Онлайн всего: 284
Пользователей: 271
Новых: 13
Gas, AstraVert, vit050, kvantic, Silat, Ingvarr, vladich, Astr, sevrua, MIM, Vovin_papa, Sirius_xp, sega
Главная » 2014 » Февраль » 13 » Неужели Тунгусский метеорит прилетел с Марса?
Неужели Тунгусский метеорит прилетел с Марса?

До сих пор вероятность марсианского происхождения Тунгусского метеорита отметалась из-за наличия в его предполагаемых обломках кварца. Новое исследование подчёркивает, что в последние годы следы кварца находят и на Марсе.

Когда весной прошлого года Андрей Злобин, тогда работавший в Государственном геологическом музее им. В. И. Вернадского РАН, заявил, что нашёл три фрагмента Тунгусского метеорита (где он упал можно посмотреть на Карте России), это вызвало... довольно резкую критику — и у нас, и за рубежом. Стекловидная кора, которой не бывает на метеоритах; то, что все три камня были найдены на поверхности, близко к руслу реки и без какой-либо стратиграфической привязки; наконец, за 25 лет, прошедшие между находкой и появлением препринта г-на Злобина на arXiv, никто не удосужился провести химический анализ камней — всё это, что называется, слегка смущало. Кроме прочего, злобинские образцы содержали кварц — мягко говоря, очень редкое явление для метеоритов, известных на сегодня.

До недавнего челябинского события многие склонялись к кометной версии из-за отсутствия под Тунгуской ударного кратера и метеоритных осколков. После того как выяснилось, что ударный кратер и море осколков в таких случаях вовсе не обязательны, сторонники метеоритной версии Тунгуски оживились. (Фото Wikimedia Commons.)

Теперь Яна Анфиногенова, представляющая Томский госуниверситет, вместе с коллегами попробовала найти подход к так называемому камню Джона — странному обломку, найденному в 1972 году, именно с точки зрения его химического состава. Заодно учёные отмечали сходство его состава с обломками, рассматривавшимися Андреем Злобиным.

В итоге авторы нового исследования приходят к такому выводу: камень — в основном песчаник с размером зерён порядка 0,5–1,5 см — структурно похож на те образцы, что найдены Марсе, в том числе в последние годы. Наличие кварца хотя и расходится с характерными для известных марсианских метеоритов данными, вполне совместимо с данными марсоходов, показавших, что на этой планете следы кварца всё же есть.

Это довольно сильный и не выдвигавшийся тем же Андреем Злобиным аргумент, который несколько нивелирует более раннюю критику его работы. Напомним, в прошлом году Наталья Артемьева из Института динамики геосфер РАН заявила, что «на метеоритах не бывает стекловидной коры, в них не бывает кварца, о чём говорит Злобин». Очевидно, то, что метеориты марсианского происхождения с кварцем достоверно не известны, никак не отменяет того, что если на самом Марсе кварц есть, то рано или поздно он может оказаться и в составе тамошних метеоритов, падающих на Землю.

Однако в работе г-жи Анфиногеновой и её коллег, увы, нет попытки исследовать «камень Джона» путём анализа изотопного состава его включений. А ведь это как раз могло бы существенно продвинуть дело — изотопный состав газовых включений метеорита дал бы нетипичное соотношение изотопов аргона, ведь в марсианской атмосфере из-за малой гравитации его лёгкие изотопы почти отсутствуют (в отличие от земной), да и для твёрдых пород ситуация могла бы значительно проясниться.

Карта мест, в которых проводился поиск обломков. (Иллюстрация Yana Anfinogenova et al.)

Уже сейчас со значительной долей вероятности можно утверждать, что работа вызовет резкую критику: среди прочего в настоящее время на Земле известно множество метеоритов явно марсианского происхождения, однако среди них, по сути, нет таких, чей состав совпадал бы с описанным составом предположительно марсианского «камня Джона».

Очевидно, это проблема для гипотезы, однако не вполне нерешаемая: три четверти марсианских по происхождению метеоритов состоят из пород, которых, напротив, почти не удаётся встретить на Марсе, — сравнительно молодых (много моложе известных частей марсианской поверхности), и, учитывая малую площадь четвёртой планеты, совершенно неясно, откуда бы на ней взяться такому участку, который был бы покрыт молодыми породами и при этом оставался бы совершенно неисследованным земными аппаратами. Словом, вспоминая так называемую проблему шерготитов, трудно с порога отвергать вероятность действительно марсианского происхождения обломков, найденных в районе падения Тунгусского метеорита...

Препринт рассмотренной работы можно полистать на сайте arXiv.

Подготовлено по материалам Universe Today.
Категория: Наука | Просмотров: 1241 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 5.0/| Оценить |Источник:http://compulenta.computerra.ru/
Точно! Лежал себе булыжник на марсе, скучно стало, дай думает к земле сгоняю... Подпрыгнул и полетел. Или лучше, пыхнул и полетел biggrin

Вот это точно! smile

"обломки кварца" - в чем

Тунгу́сский метеороид, или Тунгусский метеорит (Тунгусский феномен) — гипотетическое
тело, вероятно, кометного происхождения
, которое, предположительно, послужило причиной
воздушного взрыва, произошедшего в районе реки Подкаменной Тунгуски (примерно 60 км к
северу и 20 км к западу от села Ванавара) 17 (30) июня 1908 года

На американский штат Айова обрушился гигантский гр...
В Китае появится первый в мире "город-лес"
К 2050 году половина населения Земли сконцентрируе...
Призрак терроризирует жителей деревни в Таиланде
Геологи научились предсказывать извержения вулкано...

1. КОМНАТА СПОРОВ.

4. Война и Военные технологии .

Удивительно! отчего же не указ...