/ Новости сайта / Наука и Технологии / Поедание большего количества насекомых может помочь окружающей среде даже больше, чем мы думали
05.03.2022

Насекомых называют пищей будущего, не в последнюю очередь благодаря их экологичности.

Являясь прекрасным источником белка, они требуют значительно меньше ресурсов для производства по сравнению с традиционным сельским хозяйством. Вырастив на своей ферме мучных червей весом около 2 килограммов (4,4 фунта), вы получите килограмм съедобного белка, в то время как для выращивания говядины вам потребуется в 10 раз больше места и вы выделите в 18 раз больше парниковых газов.

В новом исследовании ученые предположили, что переход на диету, включающую насекомых, может оказать дополнительное положительное влияние и на выращивание сельскохозяйственных культур.

В статье авторы обсуждают использование отходов, образующихся при производстве насекомых, в пищу людям и на корм животным, а также преимущества, которые эти отходы могут иметь для выращивания устойчивых культур.

Побочные продукты ферм по выращиванию насекомых потенциально могут стать для фермеров органической добавкой к почве, которая способствует росту растений и влияет на микробиом почвы таким образом, что может способствовать здоровью растений.

"Новая органическая добавка к почве появляется в результате производства нового источника животных белков, то есть производства насекомых, таких как желтый мучной червь (Tenebrio molitor), меньший мучной червь (Alphitobius diaperinus), домашний сверчок (Acheta domesticus), черная солдатская муха (Hermetia illucens) или домовая муха (Musca domestica) для пищевых продуктов и корма", - заявляют авторы статьи.

При выращивании насекомых для еды и корма обычно образуются два побочных продукта: экзувии насекомых и экскременты. Экзувии - это экзоскелеты, остающиеся после линьки насекомых, а фруасса - это, по сути, экскременты насекомых и непотребляемая ими пища; эти два побочных продукта могут стать потенциальной альтернативой традиционным удобрениям и пестицидам.

"Важным компонентом экзувий насекомых является хитин - высокомолекулярный амино-сахарный полисахарид, который также присутствует в клеточных стенках грибов и экзоскелете многих ракообразных. Было доказано, что хитин-содержащие почвенные добавки способствуют росту растений", - отмечают авторы.

"Однако существует ряд бактерий, которые могут метаболизировать хитин, и эти микробы помогают растениям быть более устойчивыми к болезням и вредителям", - говорит Марсель Дике, биолог растений из Вагенингенского университета в Нидерландах и соавтор статьи.

"Когда экзувии добавляются в почву, популяции этих полезных бактерий увеличиваются".

Кроме того, добавление в почву экскрементов насекомых может способствовать росту растений, поскольку экскременты насекомых богаты азотом - питательным веществом, которое крайне важно для роста растений, но может быть дефицитным в большинстве почв. Азот часто добавляют в почву в виде синтетических удобрений.

"Аналогичным образом, добавление в почву экскрементов насекомых, как было показано, обеспечивает растения азотом и другими питательными веществами, что увеличивает их биомассу и содержание питательных веществ. Как хитин, так и добавки из насекомых влияют на состав почвенного микробиома, что может быть важным фактором, способствующим росту и здоровью растений", - говорят авторы статьи.

Исследователи также отмечают потенциальную возможность использования экзувий в качестве средства борьбы с вредителями. Полезные почвенные бактерии, метаболизирующие хитин из экзувий, могут не только стимулировать рост растений, но и вызывать изменения в физиологии растений, привлекая насекомых-мутуалистов, таких как опылители и даже естественных врагов насекомых-антагонистов.

Когда растение подвергается нападению насекомого, его листья способны выделять летучие вещества, которые привлекают хищника вредителя.

"Я называю это криком растения о помощи", - говорит Дике. "Они набирают телохранителей".

Авторы считают, что применение побочных продуктов выращивания насекомых в сельскохозяйственных культурах может стать шагом к созданию круговой продовольственной системы, в которой отходы будут почти полностью уничтожены. Насекомых кормят отходами растениеводства или производства продуктов питания, затем насекомые обеспечивают пищей людей и мясную продукцию, после чего использование остатков продукции насекомых для стимулирования роста сельскохозяйственных культур замыкает круг.

Следующий шаг, утверждает Дикке, заключается в том, чтобы привлечь больше людей, особенно западных, к идее употребления насекомых. В некоторых частях мира они уже являются основным продуктом питания.

Саранчу широко употребляют в пищу в десятках африканских стран, где насекомых собирают в начале дня, пока они еще не активны, а затем варят, чистят и солят. В Демократической Республике Конго гусениц можно купить на рынках круглый год, а термитов можно жарить или сушить на солнце, чтобы потом перемолоть в муку.

"Я ел сверчков, мучных червей и саранчу", - добавляет Дике.

"Многим людям в нашей части света нужно привыкнуть есть насекомых, но я могу сказать, что я ел многие другие виды насекомых по всему миру, и всегда получал от них прекрасную еду".

Исследование было опубликовано в журнале Trends in Plant Science.