Дата: Вторник, 28.04.2015, 09:47 | Сообщение # 5568
Группа: Проверенные
Сообщений: 17859
Статус: Оффлайн
Тромплей. Ложь во благо? Тромплей (trompe l`oeil), возникший более двух тысяч лет назад в античности, буквально в переводе с французского означает обман зрения.
Когда устаешь от бесконечных проблем жизни и хочется, пусть обманного, но тепла и счастья, пусть нарисованного, но очага, тогда можно вспомнить о тромплее и обмануться во благо.
А если еще сумеешь превратить обман в искусство, то все будет не так уж и плохо. Тромплей — настоящее искусство, не каждый может как Джованни Стразз, Коррадини или Рафаэль Монти создать видимость трехмерности в двумерном пространстве. Их скульптурами восхищаются не одно десятилетие. Их техника до сих пор является загадкой, и непонятно, как это сделано. Говорят, что секреты мастерства утрачены. Никто не может сегодня сказать, как из мрамора был высечен Иисус Христос под вуалью. (Антонио Карродини. Иисус Христос под вуалью. 1753 г.) Но вдруг подумалось, а уход в Интернет, где нет лица, человеческого запаха страстей и эмоций, где все происходит на расстоянии, все стерильно и каждый начинает с чистого листа, словно и не жил, разве это не тромплей!
Делать вид, что тебе приятно общаться с теми, с кем совсем общаться не хочется и держать форму, когда ее уже давно нет, разве это не тромплей? На западе давно тромплей стал нормой, превращенной в искусство этикета и вежливости. Но кто сказал, что это плохо? Это не жизнь-лайт, а жизнь-лайк.
Митрополит Антоний Сурожский однажды объяснял, почему англичане — закрытые люди. Раньше любой спор между англичанами, любое выражение собственного мнения по любому значимому вопросу мог вырасти в конфликт и кровавые разборки.
Тогда они договорились: не задевать другого и не обсуждать больных вопросов. Так осталась только одна общая тема — погода, которая никого никогда не раздражает и всем приятна. Сплошной тромплей. Чем не жизнь-лайк!
Федор Михайлович по этому поводу писал: «И все это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, все это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия»
Русские, попадая на запад, именно потому и кажутся экзотикой и дикарями, что говорят то, что думают, даже если их об этом не просят, открыты и эмоциональны, даже во вред себе.
Митрополит Антоний говорит об англичанах, принимающих православие: «Сначала их надо отогреть, растопить, только тогда они станут православными». Иначе это тоже только обман зрения и сплошной тромплей.
Но м. б. именно он и есть настоящая жизнь, к которой стремятся сейчас многие: только с позитивом, без принудительного общения, сопровождаемого отношениями с людьми мало приятными, без нежелательных контактов и необходимости притираться и приспосабливаться.
Учительница жалуется отцу на сына: «Ваш сын вчера нарисовал на парте муху, так я за урок все руки об неё отбила». Отец: «Это еще ничего. Он однажды нарисовал на заборе бочку пива, так мужики полдня в очереди простояли».
Иллюзия вуали скрывает девяностолетнюю Сарру, которая кажется красавицей, вуаль облагораживает, делая женщину притягательной и желанной, потому что под покрывалом она недоступна. И веками любуются этой красотой и не понимают, как это сделано. (Рафаэль Монти. Весталка под вуалью)
На обмане зрения строится многое: прямая перспектива, одежда, скрывающая недостатки и прикрывающая наготу, этикет, облагораживающий неблагородное, интерьер и дизайн, превращающий стену в книгу с полками или в сад.
В принципе, если подумать, то все в обществе строится на обмане зрения, потому что настоящее стало дурным вкусом, а ненастоящее — произведением искусства, настоящее стало редкостью, сделавшейся роскошью, а ненастоящее и поддельное — повседневностью, превращающей настоящую жизнь в жизнь-лайк.