/ Новости сайта / Космос / Ученые обнаружили суперлуние за пределами Солнечной системы
14.01.2022

Ученые обнаружили суперлуние за пределами Солнечной системы

Если задуматься, Млечный Путь должен быть просто усеян лунами. В Солнечной системе есть 8 официальных планет, но лун по меньшей мере в 25 раз больше.

Однако, хотя на сегодняшний день подтверждено около 5000 экзопланет (это планеты за пределами Солнечной системы), экзомун, мягко говоря, мало. Одно предварительное обнаружение было сделано в 2017 году; теперь, наконец, у нас появился второй кандидат.

Кандидат в экзомуны был назван Kepler-1708 b-i, это экзопланета, вращающаяся вокруг звезды на расстоянии около 5500 световых лет. Пока есть данные, что она довольно большая - примерно в 2,6 раза больше Земли, возможно, газообразная, как детский Нептун. Ее планета-хозяин лишь немного меньше Юпитера.

Это похоже на первый кандидат в экзомуны, Kepler-1625 b-i, который находится на расстоянии около 8 000 световых лет от нас, имеет размер и массу Нептуна (также, вероятно, газообразного) и вращается вокруг экзопланеты, масса которой в несколько раз превышает массу Юпитера. Оба кандидата в экзомоны и их экзопланеты вращаются вокруг своих звезд на довольно больших расстояниях.

Обе планеты очень отличаются от лун, которые есть у нас дома, в Солнечной системе, но это вполне объяснимо.

"Астрономы уже нашли более 10 000 кандидатов в экзопланеты, но экзомуны - гораздо более сложная задача", - говорит астроном Дэвид Киппинг из Колумбийского университета, который вместе со своим коллегой Алексом Тичи из Колумбийского университета руководил открытием Kepler-1625 b-i.

"Первые обнаружения в любом исследовании, как правило, будут странными. Большие, которые просто легче всего обнаружить с нашей ограниченной чувствительностью".

Кандидат в экзомуны был обнаружен в ходе поиска данных, собранных космическим телескопом "Кеплер" (сейчас он находится на пенсии; покоится в космосе). Миссия "Кеплера" заключалась в поиске экзопланет. Это непросто, поскольку экзопланеты слишком малы и слишком тусклы, чтобы увидеть их напрямую в большинстве случаев; нам приходится искать их, пытаясь увидеть очень незначительные эффекты, которые они оказывают на звезды-хозяева.

В случае с "Кеплером" это включало наблюдение за звездами в поисках очень слабых, регулярных провалов в яркости, которые указывают на то, что между нами и звездой через регулярные промежутки времени что-то движется - другими словами, орбитальная экзопланета. Эти очень слабые провалы известны как транзитная кривая блеска.

В данных, полученных с "Кеплера", а затем и с "Хаббла", Киппинг и Тичи обнаружили слабый сигнал в дополнение к кривой транзита экзопланеты Kepler-1625 b-i. Затем они вернулись к данным в поисках других подобных сигналов.

Они изучили данные "Кеплера" по 70 экзопланетам. Только экзопланета под названием Kepler-1625 b соответствовала сигналу экзомузыки, но, по словам исследователей, очень сильному.

"Это упрямый сигнал", - сказал Киппинг. "Мы бросили в него всю кухонную раковину, но он просто не исчезает".

Kepler-1708 b-i еще не подтвержден, как и его предшественник; более того, некоторые астрономы оспаривали, является ли Kepler-1625 b-i сигнатурой экзомун вообще, вместо этого предполагая, что сигнал является артефактом сокращения данных.

Предвосхищая подобную критику, исследователи на этот раз рассчитали вероятность того, что сигнал Kepler-1708 b-i является артефактом; по их словам, она составляет всего 1 процент.

Тем не менее, вопросы остаются. Мы не знаем, как может образоваться экзопланета-гигант и система газовых экзомун; поскольку в Солнечной системе нет ничего похожего на них, это позволяет предположить, что механизм образования отличается от тех, которые сформировали луны здесь. Возможно, луны накапливали газ из экзопланет-хозяев; или, возможно, они сами по себе начинали как экзопланеты и были захвачены гравитационными полями более крупных экзопланет.

Выяснение этого вопроса потребует дополнительной работы, как и подтверждение того, является ли обнаруженный объект действительно экзомуном. Как минимум, потребуются последующие наблюдения, чтобы выяснить, сможет ли другой инструмент также обнаружить сигнал. Но вполне возможно, что единственный способ подтвердить обнаружение экзомун - это... просто продолжать находить их так много, что их существование больше не будет оспариваться.

Тогда, конечно, следующей задачей станет поиск редкого и неуловимого зверя - лунной луны. Пока же погоня за экзомунами продолжается.

Исследование группы было опубликовано в журнале Nature Astronomy.